Актуальная музыка

Ирина Тушинцева, Левон Акопян

Время выхода: Архив

Дата выпуска: 21.08.2013

Радио «Орфей» и программа «Актуальная музыка» представляют встречу с одним из самых исполняемых современных российских композиторов, заслуженным деятелем искусств и Народным артистом России – Александром Чайковским…

Александр Чайковский родился в 1946 году в Москве. Музыкальное образование получил в Центральной музыкальной школе и Московской государственной, где учился по классу фортепиано у Генриха Густавовича Нейгауза и Льва Николаевича Наумова, и по классу композиции у Тихона Николаевича Хренникова. Продолжил свое обучение в ассистентуре-стажировке (руководитель – Т. Н. Хренников), которую окончил в 1975 году.

Александр Чайковский знаменит своей активной общественной деятельностью.

С 1976 г. он – член Союза композиторов СССР. В 1985-1990 гг. – работал секретарем Союза композиторов СССР по работе с творческой молодежью.

С 1993 по 2002 гг. – советник по репертуару Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

В 2002 г. композитор стал инициатором и художественным руководителем музыкального фестиваля «Молодежные Академии России», основная цель которого была – продвижение молодых композиторов и исполнителей; акция получила поддержку Президента Российской Федерации.

С 2001 по 2002 год – приглашённый профессор Санкт-Петербургской консерватории.

В 2005-2008 гг. – ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

С 2003 г. по настоящий момент – художественный руководитель Московской государственной академической филармонии.

Не менее примечательна педагогическая деятельность композитора.

Александр Чайковский – профессор Московской государственной консерватории. С 1977 г. – преподает на кафедре сочинения теоретико–композиторского факультета консерватории. С 1997 г. – заведующий кафедрой сочинения композиторского факультета. Ведет класс композиции.

Регулярно проводит авторские мастер-классы в России и по всему миру. Помимо прочего Александр Чайковский – постоянный член и председатель жюри многочисленных российских и международных конкурсов. 

Выпускники Александра Чайковского успешно работают в России и за рубежом; среди них – лауреаты конкурса «Международная трибуна композитора ЮНЕСКО», Международного конкурса им. П. Юргенсона, международных композиторских конкурсов в Голландии и Германии.

Несмотря на разнообразие своих творческих интересов и сфер деятельности, Александр Чайковский признается, что прежде всего ощущает себя композитором и музыкантом. Его композиторское творчество охватывает практически все основные жанры академической музыки: оперы, балеты, оратории, симфонии, инструментальные концерты (для фортепиано, альта, виолончели, фагота и симфонического оркестра и других инструментов), хоровые и вокальные произведения и камерно–инструментальные сочинения.

Александр Чайковский – лауреат Международного конкурса композиторов на Холлибушском фестивале в Нью-Джерси (США, 1985, I премия). Принимал участие в международных музыкальных фестивалях «Schlezwig-Holstein», «Bad-Kissengen» (Германия), «Пражская весна», в фестивале Юрия Башмета в Лондоне, в международном фестивале искусств «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), в Международном фестивале «Киев-фест».

В 1988 г. Александр Чайковский был главным композитором Международного фестиваля «Bad Kissingen» (Германия), а в 1995 г. – фестиваля «Nova Scotia» (Канада). Музыка композитора звучала в крупнейших залах России, Европы, Америки, Японии в исполнении выдающихся музыкантов современности. 

В программе Александр Чайковский делится своими художественными взглядами. Композитор рассказывает о влиянии школы Тихона Хренникова, своем осторожном отношении к авангарду и секретном приеме игре на струнах рояля…

Из уст самого автора вы узнаете, как сочинялись оперы «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» (2011) и «Один день Ивана Денисовича» (2009), концерт для виолончели с оркестром «Ночь в гареме» и камерная симфония «Предчувствие конца XX века».

Александр Чайковский: «”Мотя и Савелий” для меня – это китч. Мне интересно работать, когда я понимаю, что в произведении невозможно поменять ни одну ноту, оборот или мотив – если это сделать, то всё изменится. Однако если этого не происходит, и меняя что-то в музыке, произведение на 99% остается неизменным, то для меня такая музыка сразу теряет ценность. Поэтому я стараюсь сочинять так, чтобы в моей музыке можно было бы сделать как можно меньше изменений…»