Актуальная музыка

Ирина Тушинцева, Левон Акопян

Время выхода: Архив

Дата выпуска: 19.12.2012

Об экстремальном пении, «закавыченной» музыке и новой чувственности в программе «Актуальная музыка» размышляет отечественный композитор, один из лидеров музыкального авангарда, член группы «СоМа», создатель и художественный руководитель ансамбля «eNsemble» Института «Про Арте» – Борис Филановский…

Борис Филановский родился в 1968 году в Ленинграде. В 1995 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию у Бориса Тищенко. В 1992-97 гг. занимался на Всероссийских семинарах для молодых композиторов в Иваново у Сергея Беринского. Победитель конкурса IRCAM Reading Panel`97. В 1998 году стажировался в IRCAM. Посещал мастер-классы у Пауля-Хайнца Диттриха и Луи Андриссена.

С 2000 года – художественный руководитель ансамбля «eNsemble» Института «Про Арте». Автор проектов «Пустота в клетку», «Семь слов. Йозеф Гайдн и Группа авторов», «Турне вокруг Турнейской мессы», «Немецкий сезон», «Пифийские игры» (ежегодные соревнования композиторов) и других.

В июне 2003 года завоевал Irino Prize (Токио). В сентябре 2003 года заменил Луи Андриссена, проведя в Санкт-Петербургской консерватории мастер-класс для молодых композиторов с оркестром «De Volharding». Также с 2003 года инициатор программы Института «Про Арте» «Новые музыкальные технологии» (саунд-дизайн, live electronics).

В марте 2005-го – был финалистом Third International Competition for Composers (Сеул). В сентябре-октябре 2006 года – резидент в Djerassi Resident Artists Program.

Член Союза композиторов России. Член Группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа). С 2005 года выступает как экстремальный вокалист/чтец.

Борис Филановский: «Никакого обычного слушателя не существует. Обычный слушатель – это некая средняя арифметическая равнодействующая довольно разных слуховых привычек и убеждений. Во всех нас живет «наивный слушатель», поскольку мы неидеальны и не можем находиться в тонусе постоянного активного восприятия и сотрудничества с автором – будь то музыка, кино или любой другой вид искусства. Всем необходимо возвращаться к давно известному – это наш общий граунд – «зеро», без которого невозможно активное слушательское сотворчество…».

 В музыкальной части программы:

- «Полифонион» (сочинение 2011 года) – концерт по «Формулам» П. Филонова для расширенной скрипки, аккордеона и шести инструментов (исполняют: Влад Песин, Сергей Чирков, eNsemble Pro Arte, дирижер – Федор Леднёв);

- «Seemphony» для оркестра (исполняет Уральский филармонический оркестр, дирижер –  Энхе);

- «Слова и пробелы» (Words and Spaces, 2005) для мужского голоса и девяти исполнителей (исполняет: Шенберг-ансамбль, дирижер – Р. де Леу; солист – Б. Филановский); 

- «Collectivision» (2011) для семи губных гармоник и аккордеона (исполняют: Сергей Чирков и eNsemble Pro Arte, дирижер – Федор Леднёв).