Актуальная музыка

Ирина Тушинцева, Левон Акопян

Время выхода: Архив

Дата выпуска: 07.11.2012

О своем творческом методе и особом отношении к процессу создания звука в программе «Актуальная музыка» рассказывает один из ярчайших представителей российского музыкального авангарда – композитор Дмитрий Курляндский…

Дмитрий Курляндский родился в Москве в 1976 году. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру у Леонида Бобылева. Принимал участие в мастер-классах многих российских и зарубежных композиторов. Его сочинения были отмечены на конкурсах в России, Франции, Англии.

В 2003 году стал победителем международного конкурса Гаудеамус в Голландии. В 2008-м — гость Берлинской программы для деятелей искусств. Победитель Премии Джанни Бергамо в области классической музыки 2010 года в Швейцарии. Композитор ансамбля 2Е2М (2010, Франция). Победитель Конкурса на сочинение оперы им. Иоганна Йозефа Фукса в 2011 году в Австрии (заказ на написание камерной оперы «Астероид 62»).

Дмитрий Курляндский – основатель и главный редактор первого в России журнала, посвященного современной музыке — «Трибуна Современной Музыки» (2005—2009). Один из основателей группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа). Член союза композиторов России. Художественный руководитель Международной академии Московского Ансамбля Современной Музыки в городе Чайковском.

Дмитрий Курляндский: «…Идея моего сознательного отказа от звуковысотности, точнее от конвенционального исполнительства, прежде всего, связана с тем сломом, который произошел со мной в двадцатилетнем возрасте, когда я не смог быть исполнителем. С тех пор для меня исполнительство в целом связано с неким ощущением физической боли. Это восприятие звука, как результата физиологического процесса, который формируется внутри тела исполнителя, и есть для меня материал. Таким образом, я работаю не со звуками, а с теми процессами, которые сопровождают исполнителя при осуществлении той или иной физической акции над инструментом или над собой для извлечения и воспроизведения звука…

Вообще, на мой взгляд, музыка – это, в первую очередь, не звук, а структурирование и конструирование времени – взаимоотношение композитора, исполнителя и слушателя со временем. Я антинарративен и архитектоничен. Это как в музее, где есть две возможности: экскурсия с гидом и самостоятельная прогулка. Я выбираю последнее – мне интересно выстраивать собственную траекторию и архитектуру…»

В музыкальной части программы:

- «Контррельеф» для большого ансамбля (2006, исполняет Женевский ансамбль Contrechampes, дирижер – Беат Фурер);

- «Энграмма» для голоса и ансамбля (2008, исполняет Н.Пшеничникова (голос) и Московский ансамбль современной музыки, дирижер – Федор Леднев);

- «Колыбельные танцы» для скрипки и ансамбля (2011, исполняет Н.Попова (скрипка), ансамбль «XX век», дирижер – Олег Танцов);

- «Правила выживания в условиях чрезвычайной ситуации» для автомобиля и симфонического ркестра (2009, исполняет оркестр J-Futuro (Италия), дирижер – Маурицио Диничаччи).