Актуальная музыка

Ирина Тушинцева, Левон Акопян

Время выхода: Архив

Дата выпуска: 10.10.2012

О своем взгляде на искусство сочинять музыку в программе «Актуальная музыка» рассказывает один из самых ярких и самобытных отечественных композиторов современности, историк, теоретик и философ музыки – Владимир Мартынов…

Владимир Иванович Мартынов – российский композитор, мыслитель, писатель, историк, знаток древней и современной музыки. В центре интересов – электронная музыка, фольклор, арт-рок, христианская философия.

В 1970 закончил Московскую консерваторию (класс композиции Н.Сидельникова). В 1973 начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. Увлекся арт-роком и в 1977 году создал рок-группу «Форпост». Увлечение электроникой и рок-музыкой соединилось у Владимира Мартынова с углубленным изучением восточных религий и культур, христианской философии Запада и Востока. Он предпринял ряд фольклорных экспедиций в различные районы России, на Северный Кавказ, в Центральный Памир, горный Таджикистан. Изучал музыку и музыкальное теоретизирование европейского Средневековья и Возрождения. В 1975-1976 гг. участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки (блок-флейта), исполнявшего европейскую музыку XIII-XIV вв. В 19761977 гг. Мартынов выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку (Кейдж, Штокхаузен, Лигети, Райли, Фельдман, Сильвестров, Пярт), а также музыку западноевропейского Средневековья. В 1976-1978 гг. в творчестве композитора произошел перелом, ознаменовавшийся переходом от авангарда к новой простоте.

В 1978 Мартынов прекратил композиторскую деятельность и обратился к изучению памятников древнерусского богослужебного пения и древних певческих рукописей.

В 1984 Мартынов вернулся к музыкальному сочинительству, для которого характерна теперь осознанная тяга к канону. В музыкальной теории развивает идею «конца времени композиторов», а вместе с ним — исчерпание эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд». Владимир Мартынов — автор симфонических и камерных сочинений, а также музыки более чем к пятидесяти кинофильмам, среди которых «Михайло Ломоносов», «Особо опасные», «Холодное лето 53-го», «Николай Вавилов», «Смиренное кладбище», «Поворот», «Русский бунт», «Остров» и др.

Пишет книги и статьи, выступает на научных конференциях.

Владимир Мартынов: «…Существуют два взгляда на музыку. Один – западноевропейский  или картезианский – говорит о музыке, как о сфере моих личных композиторских переживаний. Композитор становится своего рода “тюбиком”, из которого, словно паста, выдавливаются музыкальные произведения. С точки зрения другого, более традиционного взгляда – пифагорейского – музыка рассматривается, как нечто, что находится вне человека. Это звучание Космоса, которому можно быть причастным. Такая музыка подобна прекрасному сверкающему потоку, струящемуся помимо человека. В Индии, например, это потоки «праны», в Китае – потоки «ци», у древних славян – «живица», у христиан – «благодать»… Но в этот поток человек может только лишь вступить. И мастерство настоящего художника заключается в том, чтобы вступить в этот поток, который ему изначально не принадлежит. Иными словами, он не исторгает что-то из себя, а, вступая в этот поток, дает приобщиться к нему и другим людям. Таким образом, художник является неким прозрачным медиатором того, что существует помимо него. И я скорее отношу себя к тем, кто придерживается этой второй концепции…»

В музыкальной части программы:

- «Илиада: XXIII песнь» (исполняет хор театра Васильева);

- «Шуберт-квинтет. Неоконченный» (исполняет Кронос-квартет, Джоана Жанрено – виолончель).