Актуальная музыка

Ирина Тушинцева, Левон Акопян

Время выхода: Архив

Дата выпуска: 29.08.2012

Гость программы «Актуальная музыка» – Ефрем Подгайц. Об актуальном искусстве, таланте писать музыку для детей, апокалипсических умонастроениях, особой любви к народному исполнительству и многом другом – в беседе с известным композитором…

Ефрем Подгайц – российский композитор. Заслуженный деятель искусств России, член правления Союза московских композиторов, профессор, заведующий кафедрой композиции Московского Государственного Музыкально-Педагогического института им. Ипполитова-Иванова. Лауреат Премии правительства РФ в области культуры.

Автор более двухсот сочинений, среди них: двенадцать опер, три мюзикла, балет, симфонические, камерные, хоровые и вокальные произведения.

Ефрем Иосифович Подгайц родился 6 октября 1949 года. В 1974 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю.М. Буцко и Н.Н. Сидельникова и у Ю.А. Фортунатова по инструментовке.

С 1974 по 1981 год работает (по распределению) редактором «Союзконцерта» в отделе Всесоюзных фестивалей искусств. В этот период композитор создаёт ряд важных сочинений — Первую симфонию, Квартет для скрипки, виолончели, фортепиано и ударных, «Диптих памяти Д.Д.Шостаковича» для струнных, Вокальный цикл на стихи Р.М. Рильке.

В 1978 году вступает в Союз композиторов России. В 1980 году пишет первое крупное сочинение для детского хора — кантату «Как нарисовать птицу» на стихи Ж. Превера, которая в исполнении Детского хора «Весна» п/р А. Пономарёва стала дебютом Подгайца на фестивале «Московская осень» и сразу принесла автору успех и известность.

С 1982 по 1990 год возглавлял творческое объединение «Композиторы и дети».

С 1997 года — вёл класс композиции в Государственной Классической Академии им. Маймонида. С 2001 года преподаёт композицию в Государственном Музыкально-Педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова. С 2010 года – заведующий кафедрой композиции ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.

Ефрем Подгайц об актуальном искусстве: «…Меня в последнее время все больше и больше настораживает количество названий различных программ и фестивалей, где, так или иначе, фигурирует слово «актуальный»: фестиваль актуальной музыки, галерея актуального искусства и т.д. Честно говоря, мне это не очень нравится, поскольку здесь, на мой взгляд, происходит некоторая подмена понятий. Собственно говоря, что такое «актуальное» – это уже оценка: раз есть актуальное, значит, есть и не актуальное. И те, кто эти фестивали «актуального искусства» устраивают, таким образом навязывают свои достаточно узко-корпоративные взгляды всему обществу. Ведь на самом деле актуальным называют то, что важно и существенно на сегодняшний день. Мне кажется, что актуальным может быть строительство моста в городе, где есть речка, которую нет возможности перейти – это актуально. Но если мостов в городе много, то строительство еще одного моста уже не актуально. А в искусстве может быть только настоящее и не настоящее. Поэтому актуальным сегодня может быть и Гендель, и Монтеверди, и кто-то еще. А подмена заключается в том, что экспериментальное искусство, которым сегодня занимается та или иная группа людей, обзывается «актуальным» и преподносится публике. И это мне не очень симпатично…»

В музыкальной части программы:

- «Silenzium» (исполняет детский хор «Весна»);

- Этюд для баяна «Ладога» (исполняет Иосиф Пуриц);

- «Молитва памяти М. Ростроповича» (исполняют А.Бузлов и детский хор «Весна»);

- «Ludus humanus» из Квартета для саксофонов, II часть (исполняет квартет А. Волкова).