Актуальная музыка

Ирина Тушинцева, Левон Акопян

Время выхода: Архив

Дата выпуска: 01.08.2012

Об актуальной музыке и традициях, своих взглядах на творчество и современную культурную ситуацию в России в новом проекте радио «Орфей» размышляет один из ведущих и самых авторитетных отечественных композиторов современности, профессор Московской консерватории, руководитель Центра современной музыки – Владимир Тарнопольский…

Владимир Тарнопольский родился в 1955 году в Днепропетровске. Учился на фортепианном отделении Днепропетровского музыкального училища в классе М. А. Александровой. С 1973 по 1978 гг. учился в Московской консерватории в классе сочинения Н.Н. Сидельникова, инструментовки у Э.В. Денисова и теоретическим дисциплинам у Ю.Н. Холопова. В 1980 г. Тарнопольский заканчивает аспирантуру и в том же году его дипломное сочинение — Виолончельный концерт — было включено Г.Н. Рождественским в абонементный цикл концертов «Из истории советской музыки». 

С 1992 года Владимир Тарнопольский преподает композицию в Московской консерватории. Выступает с лекциями и мастер-классами в странах Европы и США. Среди его учеников — лауреаты международных и всероссийских конкурсов.

В 1989 году Тарнопольский выступил одним из инициаторов образования АСМ (Ассоциации современной музыки). В 1993 году по его инициативе был образован ансамбль солистов Студия новой музыки, а также Центр современной музыки Московской консерватории. В 1994 году Тарнопольский предложил и осуществил проект ежегодного Международного фестиваля авангардной музыки «Московский Форум», получившего широкое признание в России и за рубежом.

Размышляя об актуальном искусстве, Владимир Тарнопольский признается, что относится к нему с большой осторожностью:

«Прежде всего, лично для меня – думаю, что и для многих других людей – Бах или Дюфаи сегодня гораздо более актуальны, чем так называемая актуальная музыка. Во-вторых, мне кажется, что под термином «актуальное искусство» зачастую прячутся, мягко говоря, абсолютно дилетантские вещи. Если говорить о визуальном искусстве, то здесь диапазон поистине громаден – это могут быть и картины Рафаэля, и татуировка на теле красивой девушки. Я боюсь, что параллельно с глобальным процессом либерализации и демократизации, который мы наблюдаем сегодня во всем мире, в сферу искусства вливаются волны непрофессиональных художников. Новые образования, конечно, необходимы, но мне все-таки кажется, что для искусства очень важно сохранять свое стволовое начало…»

В программе композитор размышляет о музыкальном авангарде своего поколения, дуализме звука и шума, современных потребителях искусства и потери способности воспринимать…

В музыкальной части программы: 

- фрагмент из сочинения Владимира Тарнопольского «Дыхание исчерпанного времени» (исполняет Симфонический оркестр Баварского радио, дирижер – А. Лазарев);

- «Маятник Фуко» (исполняет Шенберг-ансамбль, дирижер – Р. де Леу).

Фото: http://www.cirm-manca.org/