Начало XX столетия отмечено зарождением множества авангардных течений. Яркий представитель авангарда в России - А. Скрябин, чьё музыкальное творчество широко представлено в библиотеке РГМЦ. В фонде библиотеки можно встретить его фортепианные произведения - соната №1, прелюдии и этюды, которые отличаются тонкостью, легкостью и пластичностью мелодики. Скрябин является создателем фортепианной поэмы. Вообще, жанр поэмы имеет огромное значение в творчестве Скрябина. И это не случайно, ведь в переводе с греческого, «поэма» - «создаю», «творю». Само название «Поэма» предполагает определенную степень свободы. Всего Скрябиным написано 20 поэм. В фонде библиотеки хранятся некоторые из них.

А вот перед нами крупнейшие его сочинения для оркестра: симфонии – Первая (1900 г.), Вторая (1902 г.), «Поэма экстаза» (1907, вначале носило название четвертой симфонии), «Прометей» (1910, имеет второе название «Поэма огня»).

«Поэма экстаза» и «Прометей» являются ярчайшими произведениями Скрябина. В них отразилось всё его творческое мировоззрение. Устремления Скрябина были направлены к синтезу музыки, поэзии, психологии, философии и цвета, к уничтожению границ между аудиторией и эстрадой, к «идеалам мистического пантеизма». В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, став, таким образом, первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку. Эти два произведения есть не что иное, как предисловие к неосуществленному замыслу Скрябина - «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо - симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. В нем А. Скрябин собирался соединить Мировой Дух с Материей в некоем космическом акте. А «Поэма экстаза» и «Прометей» - как описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии, соединения мирового Духа с Материей.

На полках библиотеки, как и в режиссёрских исканиях театра, как в кинематографе и телевидении, как в архитектуре современного города, где соседствуют стеклянные небоскребы с произведениями древнего зодчества, с лёгкостью соединяются произведения композиторов классической эпохи с разноплановой музыкой XX века. Благодаря фондам РГМЦ можно легко переключаться из одной культурной эпохи в другую – характерное и непременное условие общения с искусством нашего времени.

С возникновением новых ценностей в жизни общества, искусство встраивается в систему массового коммерческого производства в рамках открытого постиндустриального общества. Сможет ли оно в современном мире выдержать эту борьбу, эту конкуренцию? Сможет ли заинтересовать современное общество в той же степени, как и продукция шоу-бизнеса? И этот вопрос относится ко всему музыкальному искусству, а значит и к нотным архивам и фондам. Президент Немецкого общества театральных деятелей Август Эвердинг так откликнулся на эту ситуацию: «…увлекать и развлекать, не становясь при этом примитивными!»

«Превратившись в товар, - рассуждает австрийский музыковед К. Блаукопф, - некогда чисто духовный капитал музыкального искусства включается в игру жёстких законов рынка. Без помощи поддержки со стороны государства, меценатов, благотворительных учреждений, общества в целом ему эту игру не выиграть».

Чтобы быть конкурентоспособной в современном мире искусства, библиотека (в частности музыкальная библиотека РГМЦ) должна соответствовать всем требованиям нового времени. Для этого в библиотеке намечен целый ряд серьёзных улучшений - создание электронной базы единиц хранения с возможностью быстрого поиска, возможность получить копию издания в отредактированном и отреставрированном виде и т.д.

Не забыть, сохранить, приумножить все то, что было накоплено годами – вот, настолько ясные, и в тоже время трудоемкие задачи любой библиотеки (в частности, музыкальной библиотеки РГМЦ). Старые традиции уходят, на смену им приходят новые, но старые не исчезают вовсе, а остаются в истории, и к ним вновь и вновь обращаются, стремясь влить свежую струю. «Разрушение жизни обещает новую жизнь, обнищание стиля – открытие другого, канонизирование музыкальной темы или музыкального образа – рождение инакотемы и инакообраза» - С. Коробков.


            Вступаю в духовные волны,
            Под свод музыкальной вселенной,
            Причастник ее вечерам,
            Где смолкшими звуками полны
            И воздух, и купол, и стены,
            Как хорами стихшими – храм…

            (Даниил Андреев)

 

Анна Маркова
(музыковед)