Бенуа де ла Данс –  ежегодный международный фестиваль на сцене Большого театра, объединяющий вручение призов лучшим танцовщикам и балетмейстеру года с гала-концертами, - давно стал обязательным элементом майского балетного ландшафта.

 

Приз был инициирован в 1991 г. Юрием Григоровичем, в то время худруком Большого театра,  т.е. вручается уже третье десятилетие. За последние годы и фестиваль обрел традиционную форму: два дня на сцене Большого театра проходят гала-концерты. Накануне первого гала-концерта профессиональное жюри под неизменным председательством Григоровича выбирает победителей этого года, на торжественной церемонии их награждают, а завершается процедура выбора победителей гала-концертом номинантов текущего года, где зрителю предоставляется возможность соизмерить свое мнение о лауреатах и дипломантах с мнением профессионального жюри, а также заглянуть в текущий мировой балетный процесс.

Второй вечер фестиваля обычно отдается гала лауреатов прошлых лет и вызывает наибольший интерес публики, т.к. за годы существования приза его получили все значимые балетмейстеры (а шедевры и талантливые хореографы, как известно, каждый год не рождаются) и большинство известных артистов со всего мира. Зритель ожидает - на втором Бенуа обязательно будут звезды!

В период, когда гастроли зарубежных трупп были редкостью, именно Бенуа отвечал за краткий экскурс московского зрителя в современную хореографию и за преставление  «кто есть кто» среди артистической и балетмейстерской элиты мирового балета. Сейчас это уже не так: Москва регулярно привечает известных артистов; гастроли известнейших балетных трупп, как классических, так и современных, перестали быть эксклюзивом, современный танец активно представлен на ежегодных театральных и танцевальных фестивалях, а известный продюсер Сергей Данилян привозит в Москву то королей, то королев танца.

На фоне участившихся балетных событий эксклюзивность фестиваля Бенуа отчасти померкла, но в этом году организаторы фестиваля сделали сильный ход. Нет, по-прежнему членов жюри выбирает патриарх мировой хореографии Юрий Григорович, а члены жюри выдвигают тех, кого могут регулярно видеть – т.е. представителей своих стран или  своих трупп. Концерт номинантов прошел как обычно, несколько скучновато и стал очередным подтверждением правила «шедевры каждый год не появляются». Эксклюзивным став второй вечер фестиваля…впрочем, все по порядку.

Мужской состав номинантов был достаточно ровным, среди прочих номинантов выделялись бывший солист Большого и Московского музыкального театра, нынешний премьер Шведского королевского балета Дмитрий Загребин, сольный танец которого был академичен и легок (па-де-де Баланчина на музыку Чайковского),  и представляющий Испанский национальный театр танца итальянец Алессандро Рига, страстно исполнивший финальную сцену из "Арлезианки" Пети в паре с номинанткой Бенуа Реббекой Бьянки из Римской оперы. Но когда на сцену вышел петербуржец Кимин Ким и высоко взлетел над сценой, казалось, не прилагая к тому ни малейших усилий, когда изогнувшись подобно кошке, сымитировал несколько экзотических поз Золотого раба, известных по истории Дягилевских сезонов,  всё встало на свои места - приз Бенуа 2016 г. получил танцовщик из числа уникальных. Его звезда взошла несколько лет назад на сцене Мариинского театра, а в прошедшем сезоне появилась на парижском горизонте: за роль Солора в нуреевской Баядерке Парижской национальной оперы и за роль Золотого раба в фокинской «Шахеразаде» на сцене родной Мариинки  Ким и был награжден Бенуа.

В женской номинации столь же безоговорочного лауреатства не случилось, хотя было вручено 2 приза. Первый - получила солистка Штутгартского балета Алисия Аматриан –  известная артистка, настоящий мастер, карьера ее подходит к концу второго десятилетия,  и вручение ей Бенуа отчасти выполняло функцию номинации за «жизнь в искусстве». Алисия была очень трогательной, актерски достоверной Стеллой в номере из балета «Трамвай Желание» Ноймайера (за эту роль  она и была номинирована). Второй лауреаткой стала Хана О'Нил, молодая солистка Парижской оперы – из тех,  кого называют крепкими профессионалами, дуэт из "Эсмеральды" (партнер - Уго Маршан)  был исполнен ей безошибочно и бестрепетно.

Формат гала-концерта не дает возможности полноценно представить номинантов среди хореографов - видеотрейлеры и небольшие отрывки балетов номинантов  превращают соревнование хореографов в заочное, и зрителям остается доверять профессиональному жюри. В этом году приз достался двум балетмейстерам: работающему в США русскому балетмейстеру Юрию Посохову за "Героя нашего времени" в Большом театре и шведу Йохану Ингеру за "Кармен" в Национальном театре танца Испании. Оба отрывка из этих балетов  не убедили в том, что приз попал по назначению.

"Кармен" - настолько часто эксплуатируемый в балете сюжет, что очередная актуализированная версия этой вечной темы кажется уже где-то и когда-то виденной. Но насколько трудно и ошибочно судить о спектакле по отрывку, показало представление на сцене  Большого "Героя" Посохова. Награда Посохова для тех, кто видел спектакль, кажется более чем заслуженной, т.к. за ней стоит большой, полноценный, полифонический спектакль, а отрывок из балета на гала разочаровал. Из многоактного балета был выбран дуэт Ундины и Печорина, который в спектакле смотрится почти детективным. "Тамань" - самая лаконичная и адаптированная для балетного жанра часть спектакля Большого театра, а  дуэт Печорина и Ундины - его сердцевина и кульминация, но его показ в концертном варианте обнаружил сильную зависимость качества хореографии от актерского наполнения. Молодой, а точней, пока незрелый, артист Артемий Беляков - Печорин третьего состава  еще давал какое-то представление о герое спектакля Большого театра, но Ундина Ольги Марченковой, не обладающей ни опасной сексапильностью главной протагонистки хореографии Посохова в Большом Екатерины Шипулиной, танцевавшей премьеру, ни темпераментом и харизмой Марии Александровой (второй премьерный состав), запомнилась разве что модельной внешностью балерины и  призывной работой бедрами. И эта банальная  хореография новобранца балетного Оскара? Хорошо, что это московский спектакль, его можно видеть и легко убедиться, что все не так уж и печально, и "Герой нашего времени" - действительно событие в мире балета, как минимум, в мире русского балета, а это самодостаточная балетная территория.

Удивила номинация "Золушки" Мауро Бигонцетти из Ла Скала, которая также была представлена дуэтом из спектакля - более немузыкального и статичного решения волнующей и динамичной музыки Прокофьева трудно представить.

Честь современной хореографии на первом вечере Бенуа, однако, отстояли мэтры хореографии: Пети (уже упомянутый финал его "Арлезианки" смотрелся на одном  дыхании) и Ноймайер.

Джон Ноймайер в прошлом году получил от Бенуа приз "За жизнь в искусстве", но награждение состоялось только сейчас. Монолог Ноймайера о его связях с культурой России и шутливое представление лауреата и единомышленника (Ноймайер один из столпов сюжетной хореографии) Юрием Григоровичем сильно оживили церемонию, так же, как иное измерение по сравнению со свежеиспеченными произведениями номинантов показала хореография мастера.

Жесткий натурализм "Сцены насилия" из "Трамвая "Желания" и его беспощадность к Стенли  Ковальски встряхнули зал от скуки обыденности, а дуэт из давней "Третьей симфонии Малера" в образцовом исполнении гамбургских артистов - замечательной балетной и супружеской пары -  Сильвии Аццони и Александра Рябко (Рябко был вручен специальный приз жюри за "Высокий артистизм в партнерстве") обнаружил неугасаемую свежесть и музыкальность хореографии.

Меньше повезло Макмиллану, несмотря на старания артистов из Ковент Гарден - Утосона и Кабертсон - дуэт из "Ромео и Джульетты" отдавал архаикой, и совсем не повезло Аштону – его «Сильвия» -  ироничная стилизация классики в "Сильвии" – была станцована в чужеродной манере артистами Мариинского театра - монументальной Оксаной Скорик (парадоксально номинированной на приз 2016 г. именно за эту роль, требующую женственности, изящества, чувства юмора, сценического обаяния, всего того, чем как раз обделена эта артистка) и Филиппом Степиным.  

В этом году вместе с привычными лауреатами из числа актеров и балетмейстеров призом Бенуа был награжден и художник-постановщик. Им стал китаец Жень Дуншень. Московский зритель оценил изысканную красоту его костюмов в отрывке из балета "Император Лю" в исполнении артистами Ютинь Ху и Кэ Сунь из Пекинской академии танца. Номер построен на сочетании традиций китайской  художественной культуры и европейской классической базы, результат слияния оказался вполне естественным и гармоничным, к тому же запомнился театральным чудом - костюм и пластика танцовщицы правдоподобно сымитировали водопад.

Но количество призов и на этом не иссякло, и на церемонии Бенуа де ля Данс второй раз был вручен  специальный приз -  совместный приз Бенуа-Москва и Мясина-Позитано. Приятно, что этот суперприз получила прима Большого – Екатерина Крысанова, она получила этот приз вслед за легендарной Аной Лагуной – музой Матса Эка. Это не удивило -   карьера Крысановой переживает творческий взлет, заметный не только в пределах Москвы и России. На фестивале новоявленный лауреат суперприза  выступила в своей бенефисной роли – Катарины в сцене «Укрощения строптивой» Майо в завершающем номере программы второго дня фестиваля.

Именно этот, второй вечер Бенуа, а не расширение  призовой деятельности фестиваля придал эксклюзивный характер Бенуа-2016.

Вместо традиционного концерта лауреатов Бенуа подготовил тематический  гала «Шекспир глазами разных хореографов», отметив 400-летие со дня смерти великого драматурга, чье творчество, кроме всего прочего, является неиссякаемым источником вдохновения для балетмейстеров разных времен и народов. Организаторы собрали второй гала фестиваля из популярных шекспировских названий – Шекспир дал мировому театру несколько сюжетов, естественно ложащихся в балетный формат. Три "Ромео и Джульетты"  -  от классической, первой, версии спектакля на музыку Прокофьева в постановке  Лавровского до последнего нашумевшего издания этой трагедии от Матса Эка,  два "Гамлета" - от Бежара и Ноймайера, два «Отелло», оба знаменитых - от Любовича и Ноймайера.   А еще дуэт из "Макбета" Владимира Васильева, когда-то с успехом шедшего на сцене Большого,  "Буря" из Латинской Америки,  "Как вам это понравится" из Гамбурга и "Укрощение строптивой" из Москвы от балетмейстера из Монте-Карло.

Пространство Шекспира в балетном театре очень велико. Театр может скрупулезно воссоздать возрожденческую Италию в видении английского драматурга и русского балетмейстера ("Ромео и Джульетта" Лавровского) или увести в символическую Венецию ("Отелло" Ноймайера),  затащить в современное кафе с джазовой музыкой ("Гамлет" Бежара на джазовую разработку тем Шекспира от Дюка Эллингтона) или окунуть в атмосферу улицы современного Стокгольма ("Ромео и Джульетта" Эка).

Пространство хореографов в их рефлексии по Шекспиру простирается от самой непорочной неоклассики до нарочитой опрощенности танца в контепорари данс. Но качество почти всех номеров было гарантировано. Гарантировано выбором балетмейстерских имен: Лавровский, Ноймайер, Бежар -  классики ХХ века,  Эк и Прельжокаж –  гуру современной хореографии, Любович - автор популярной версии шекспировского Отелло, и приглашением артистов из авторских трупп этих балетмейстеров или известных театров.

Бежара танцевали ведущие артисты бежаровской труппы, Прельжокажа – из труппы Прельжокажа, Ноймайера – 2 пары из Гамбурга, из авторской труппы Ноймайера.«Макбета» исполнили молодые артисты Большого, в котором когда-то шел именно этот спектакль, а из Стокгольма приехали первые исполнители имевшей широкий резонанс премьеры «Джульетты и Ромео» Матса Эка.

Из Лозанны станцевать отрывки из бежаровских лайт-версий "Гамлета" и "Ромео и Джульетты" приехали ведущие артисты его труппы - Екатерина Шалкина и Жюльен Фавро: два дуэта на джазовую музыку Эллингтона  были красивы  и занимательны, но, пожалуй, слишком далеки от шекспировских трагедий. К тому же, у артистов Бежара был очень сильный соперник - сам Бежар с черно-белой пленки в соло из Гамлета буквально прожигал экран своим темпераментом в исступленных поисках ответа на вопрос "Быть или не быть", и даже ироничная подача темы не снижала серьезности гамлетовского вопроса.

С другим «Гамлетом» - от Ноймайера – на сцене появились артисты из Гамбурга, украсившие первый Бенуа - Аццони и Рябко, сыгравшие и станцевавшие идиллический, нежный, ребяческий дуэт перед отъездом Гамлета в Виттенберг, предысторию трагедии Шекспира.

Аццони  и Рябко выходили в этот вечер еще раз, в сцене из балета "Как вам это понравится" Ноймайера, своей непосредственностью и нежными красками неуловимо напомнившую сцену из ноймайеровского же «Гамлета».

Вершиной шекспировского вечера в Большом стала сцена из легендарного спектакля Ноймайера "Отелло" в исполнении ведущих артистов Гамбургского балета,  Карстена Юнга и Анны Лаудере. Еще несколько месяцев назад в Москве, на гастролях Гамбургского балета, они были Пером и Сольвейг, а теперь - Отелло и Дездемоной. Медитативный, как музыка Пярта, на которую балет поставлен, зачаровывающий, втягивающий в себя дуэт, в котором боишься пропустить малейшее шевеление мизинчика.  Почти статика, а не танец, в котором важно каждое прикосновение. Первое познание друг друга супругами, целомудренность и эротичность одновременно, платок, тот самый роковой шекспировский платок, обернут вокруг чресел Отелло, и который, не ведая того, что случится в будущем, осторожно разворачивает Дездемона.

Антитезу этой хрустальной прозрачности любовных отношений мавра и его избранницы по Ноймайеру представили артисты Джоффри-балета, станцевавшие финальный дуэт из "Отелло" Лара Любовича. Бурный дуэт, исполненный жестокости,  завершается эффектным удушением Дездемоны роковым платком -  тодес Дездемоны на платочке произвел на московскую публику неизгладимое впечатление, как и двухметровый мачо, танцевавший Отелло - Фабрис Кармель, с рук которого его Дездемона - Виктория Джайяни - почти не сходила.

Стилистически очень близким к этому номеру оказался дуэт из "Макбета" Владимира Васильева - неоклассический язык, и партнерша все время висит в воздушных поддержках на руках, плечах, шее партнера. Новые исполнители почти забытого балета Денис Родькин и Юлия Степанова - нисколько не напоминают прежних, особенно Степанова - вместо неукротимой героини, какой ее сделала Нина Тимофеева, на сцене была закрытая,  знающая себе цену и умело манипулирующая своим мужем Леди Макбет. Денис в основном сосредоточился на партнерстве,  аккомпанировал своей Леди, мастерски исполнив перенасыщенный сложными  поддержками новый для себя текст.   

Дуэт из самого заслуженного балетного воплощения  шекспировских "Ромео и Джульетты" и самой старой хореографии вечера достался паре из Михайловского театра - Анастасии Соболевой и Виктору Лебедеву. Несмотря на достоинства артистов: она - утонченная, он - полетный, оба - молоды и романтичны, - открытий в этой знакомой хореографии они не совершили.

Современные версии этого известного сюжета выглядели посвежей. Мастера контемпорари естественным образом перенесли  действие знаменитой трагедии веронских любовников в современность, подростковый мир, который закрыт  и не понятен взрослым, и в этом истоки трагедии молодых даже без отсылов к средневековой вражде кланов,  источнику трагедии у Шекспира. 

Прельжокаж люмпенизировал героев, наградив их обносками и грубой лексикой улицы (исполнители - Виржини Косен и Реди Штылла), но Эк поместил влюбленных в романтический мир музыки Чайковского и наделил их бесценными детскими качествами - искренностью, открытостью, трогательностью. Кошачья цепкость Джульетты - Марики Кида и пластическая естественность Энтони Ломульо

смягчила фирменную корявость языка Эка, и поставила еще один яркий акцент в шекспировском калейдоскопе вечера.

Гала завершился большой сценой из спектакля театра, который предоставил площадку для фестиваля - "Укрощения строптивой" Майо в Большом. Сцена с женихами, когда провокационное появление Петруччо (Владислав Лантратов)  предваряется тычками и подзатыльниками, которые раздает  Катарина (Екатерина Крысанова в своей коронной роли) незадачливым женихам, отобранным исключительно из первого состава (Чудин, Лопатин, Цвирко). «Укрощение строптивой» - межнациональный, франко-русский вариант Шекспира - витальный, впитавший комические традиции французской культуры (бурлеск, оперетта, кабаре) и русскую психологическую школу актерской игры. 

Спектакль, который был единодушно принят публикой и обласкан прессой, получил три «Золотые маски»,  в свое время не был отмечен Бенуа, но в 2016 г. по праву победителя поставил яркий восклицательный знак в финале фестиваля.

 

Людмила Гусева

 /фото vk.com/benois_de_la_danse/

Вернуться к списку новостей