11 марта 1921 года в Маар-дель-Плата родился Астор Пьяццолла - аргентинский композитор, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе; родоначальник стиля, получившего название нуэво танго (tango nuevo).

Детство он провел в Нью-Йорке, где научился игре на аккордеоне, тут же брал уроки у ученика Рахманинова — венгерского композитора Белы Вильда, к которому Астор Пьяццолла относился с восхищением и благодаря которому, по его словам, «полюбил Баха».

В 1937 году 16-летний Пьяццолла вернулся в Аргентину и навсегда влюбился в танго. В 1939 году музыкант переехал в Буэнос-Айрес в надежде играть в одном из знаменитых orquestas tipicas, исполнявших традиционное танго. Вскоре упорного музыканта приняли в прославленный танго-оркестр Анибалла Троило.

Астор Пьяццолла стал авторитетным исполнителем. Однажды на танцевальном фестивале, который проходил на сцене футбольного клуба "Бока Хуниорс", оркестр под руководством Троило заиграл созданную Пьяццоллой аранжировку классической композиции «Inspiracion» и зал раскололся на две части. Танцевать перестали все. Но одни покинули зал, а другие - подошли ближе к сцене, чтобы послушать необычную музыку. Троило попытался остановить Астора в художественных поисках, посчитав, что музыкант, безусловно, талантлив, но зашёл в экспериментах слишком далеко, а Пьяццолла предпочёл просто покинуть оркестр, создав собственный.

"Танго, как и джаз, должно меняться. Я чувствовал необходимость новых ритмов, мелодий и аранжировок", - говорил музыкант. Он мечтал создать танго, которое могло бы звучать и в концертном зале. "Мне всегда казалось, - говорил композитор, - что танго создано более для уха, чем для ног. Моя музыка, как и музыка, вообще, не требует объяснений. Вы либо чувствуете её, либо нет".

В 1950-е композитор создал своё tango nuevo, главными составляющими которого стали рефлексия, размышление и философия. В нем звучит бандонеон, а в плач скрипок вплетаются удары по корпусам или струнам инструментов.

В 1952 году Астор Пьяццолла удостоен премии композиторов Франции, а правительство страны предоставило ему стипендию для обучения в Париже у Нади Буланже, где он точно определился со своим будущим.

По окончании обучения, Астор Пьяццолла создает два ансамбля — Струнный Оркестр и Октет Буэнос-Айреса, творчество этих оркестров производят настоящую бурю в мире музыки. Вскоре Астор Пьяццолла уехал в Нью-Йорк, где работал аранжировщиком, а через два года возвратился в Буэнос-Айрест, где создал квинтет.

Астор Пъяццолла был убежден, что танго это не только музыка для танцев, но это музыка, которую можно просто слушать. В его творчестве новое танго превратилось в серьёзную музыку, став взрывной смесью из классики, современной концертной музыки и джаза. Новатора приняли не все: приверженцы старого классического танго не просто бойкотировали Пьяццоллу, но и даже врывались на радиостанцию, где композитор давал интервью, и приставляли к его виску пистолет. "В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго - вещь неприкосновенная", - философски вздыхал Пьяццолла.

Астор Пьяццолла — один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой премии за лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».

В феврале 1993 года в Лос-Анжелесе Астор Пьяццолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение Oblivion в категории «Лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала Oblivion как одно из лучших произведений Пьяццоллы.

Всего Пьяццолла написал около 750 произведений, включая концерты, песни, музыку к спектаклям и кинофильмам, оперу и многое другое. Но всё его музыкальное наследие строится вокруг танго.

 

Астор Пьяццолла в Библиотеке персон

Великий Астор

Танго номер один

 

/фото teatrodicapua.com , soundsofargentina.wordpress.com/

Вернуться к списку новостей