Известный российский композитор Александр Вустин стал первым «композитором в резиденции» («сomposer in residence») Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова на 2016 год.

Такой вид поддержки профессионального композиторского творчества широко распространён в Австрии, Великобритании, Германии, США и других странах. Он подразумевает, в частности, создание произведений по специальному заказу музыкантов и последующее представление публике результатов этого сотрудничества. Пост «композитора в резиденции» при различных исполнительских коллективах, оперных театрах, фестивалях занимали и занимают многие замечательные мастера, среди которых – София Губайдулина, Дьёрдь Куртаг, Джон Корильяно, Магнус Линдберг, Джордж Крамб, Йорг Видман, а также одарённые молодые авторы. В России эта форма взаимоотношений творцов и исполнителей находится сейчас только в стадии становления. Тем более важной представляется новая инициатива одного из ведущих коллективов страны – Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова и его художественного руководителя – всемирно известного дирижёра Владимира Юровского.

В задачу, стоящую перед Александром Вустиным как «композитором в резиденции», входит написание в течение 2016 года нескольких сочинений. Они будут исполнены в концертах Госоркестра, в том числе в концерте к 80-летию коллектива, который пройдёт 5 октября в Большом зале Московской консерватории. Кроме того, планируется представить и другие, созданные ранее сочинения Вустина, в частности «Слово» для ударных и духовых (1975) и «Sine Nomine» для оркестра (2000), а также «Песню из романа Платонова» для мужского хора и оркестра (1995) – она прозвучит в июне в Воронеже на традиционном «Платоновском фестивале».

Владимир Юровский: «Музыку Александра Вустина я знаю и изучаю уже давно. Его положение в современной музыкальной жизни особое. О нём с восхищением говорят и музыканты, и музыковеды, и критики, и, что довольно редко бывает в творческой среде, коллеги-композиторы. А ещё меня поражает, с какой теплотой, с каким знанием, тактом, вкусом и сам Вустин отзывается о чужой музыке. Он открыт самым разным течениям, но при этом неизменно сохраняет собственное лицо. Для меня его творчество находится на стыке российских и европейских традиций, и очень жаль, что по какой-то причине он до сих пор был мало востребован как автор симфонических партитур. Отчасти именно поэтому мне показалось интересным пригласить его к сотрудничеству – как композитора, для которого написание оркестрового сочинения станет значительным событием.

Но есть и иные причины. Сейчас публика филармоническая и публика, интересующаяся современной музыкой академического толка, к сожалению, пересекаются достаточно редко. Кроме того, велика ещё настороженность, которую питают и слушатели, и исполнители по отношению к новым произведениям. Присутствие в одной программе давно признанных шедевров и буквально только что созданных выдающихся опусов как раз и призвано помочь решить эту насущную задачу. С другой стороны, от того, пишут или нет новую музыку для оркестра, напрямую зависит наше будущее – будущее симфонических коллективов. Конечно, мы всегда можем возвращаться к сочинениям последних двухсот пятидесяти лет и играть их в триста пятьдесят восьмой раз. Но если репертуар не будет обогащаться, то в какой-то момент симфонические оркестры просто прекратят своё существование.

Сейчас Госоркестр берёт на себя задачу целенаправленно пропагандировать творчество одного из современных композиторов, причём композитора такого значения, что играть его музыку для нас будет честью и радостью. Это крайне важно в свете описанных проблем, и я надеюсь, наша инициатива станет началом долгой и очень нужной традиции».

Первым опытом сотрудничества музыкантов Госоркестра, Владимира Юровского и Александра Вустина станет мировая премьера написанной в 2015 году «Песни Лукерьи» для народного голоса и симфонического оркестра. Концерт пройдёт 20 января в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Солистка – Наталья Борискова.

 

/фото gaso.ru/

Вернуться к списку новостей