Британский реквием по Европе - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

Вступление «Реквиема по Европе» (или «Европейского реквиема»), написанного английским музыкантом сэром Джеймсом Макмилланом еще до известного британского референдума, то есть когда автор еще не знал, что дело закончится Брекситом, прозвучало – буквально – как взрыв! Что, кстати, вполне соответствовало состоянию большей части населения Британии на следующее утро после достопамятного плебисцита! Шок! Величественный стиль Макмиллана затем немного успокаивается, допуская некоторую задумчивость, или скорее раздумья на тему того, что с нами происходит. И это то, где мы находимся сейчас, исключая некоторые скандалы и скандальчики, кто кому и сколько должен во время развода.

«Европейский реквием» был впервые исполнен летом прошлого года на фестивале в Орегоне-Бахе, и вот теперь добрая половина вечера «BBC Proms» с участием Национального оркестра «Би-би-си» из Уэльса, огромного хора, контр-тенора, а также солистов-баритонов была посвящена европейской премьере этого произведения.

Дирижировала оркестром приглашенная гостья - китайско-американская дирижёр Чжан Сянь, которая великолепно контролировала ситуацию, с точностью, в деталях, с какой-то женской деликатностью даже, акцентируя музыкальные эпизоды, при этом с почтением относясь к текстуре Макмиллана. Тем более, что злобно звучащая «Аллилуйя» предлагает почти воинственную религиозность, но есть и успокаивающие моменты, а хор «De profundis» поет эмоционально, сердечно. Дуэт контр-тенора Йестина Дэвиса и красноречивого баритона Жака Имбрайло вдохновляет.

После перерыва играли 9-ю симфонию Бетховена. И если «Ода радости» Бетховена – своего рода национальный гимн Европейского Союза, то понятен смысл, почему два этих столь полярных произведения оказались в программе одного вечера.

Чжан Сянь начала стремительно и провела оркестр с восхитительным контролем. Продолжительные овации вставшей с кресел публики стали озвученной и видимой признательностью ей, а также певцам: бас москвича Александра Виноградова прозвучал благородно и возвышенно; все вместе - тенор Саймона О'Нила, меццо Сони Прины и сопрано Эрин Уолл составили хорошо звучащий квартет. Пение по памяти Объединенного хора «Би-би-си» и «CBSO Chorus» прогремело потрясающе торжественно, зритель буквально упивался возвышающимся кульминационным моментом симфонии.

 

Людмила Яблокова

 

Вернуться к списку новостей