Жизнь и смерть сталкиваются на этом концерте, музыкой исследующем то, что находится за пределами человеческого существования. Молодой музыкант и композитор англичанин Марк Симпсон предложил своеобразное музыкальное произведение, названное «Бессмертный», оно написано еще в 2016, лондонская премьера которого, однако, состоялась в этот вечер.

Это оратория для баритона, хора и большого оркестра в двух частях. Два типа музыки предложил нам автор - богатая разнообразная оркестровая и наложенная на нее - вокальная текстура, создающая атмосферу дезориентации и беспокойства, как если бы зритель невольно становится соучастником спиритических сеансов. Жутко, любопытно, интригующе и захватывающе, но в этом и была главная цель композитора, и надо сказать, он преуспел в этом. Другая музыкальная линия – более чистая, направленная, где баритон Кристофер Пёрвс в сопровождение оркестра поведал нам историю человеческий души в момент смерти.

Третий вечер подряд в «Альберт-холле» играют русскую музыку. Страстно, эмоционально, прочувственно, проникновенно исполнил симфонический оркестр «Би-би-си» под управлением испанского дирижера Хуанхо Мена Шестую симфонию Чайковского. «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры... Неопределенный план такой симфонии давно носится у меня в голове, но нужно стечение многих благоприятных обстоятельств для того, чтобы замысел мой мог быть приведен в исполнение. Надеюсь не умереть, не исполнивши этого намерения»,- писал Чайковский. Какая судьба у этой симфонии! Он дописал! Он сам дирижировал оркестром во время премьеры, которая состоялась в Петербурге – всего за девять дней до своей смерти! Глубоко, трогательно до глубины души. Во время исполнения симфонии глухо звякнул в сумке смс. Сообщение прочитала после концерта: умер мой старый друг Джордж. Такая вот мистика!

Мировая премьера «Сирены» Андерса Хиллборга была исполнена Симфоническим оркестром «Би-би-си» под управлением Джеймса Гаффигана в присутствии композитора. Это музыка – атмосферная, необычайной силы и интенсивности, завораживающая, в ней однозначно ощущается влияние Дебюсси в хоровом письме. Две солистки сопрано Ханна Хольгерссон и Ида Фальк Уинленд во многом поспособствовали успеху этого музыкального произведения, исполнив свои роли сирен с блеском и выразительностью, их голоса дополняли друг друга и идеально соответствовали друг другу.

Симфонический оркестр и хор «Би-би-си» продемонстрировали силу и гибкость. Не менее благоприятным элементом в этом выступлении была акустика в королевском «Альберт-холле», которая позволяла отдельным звукам плавать и свободно резонировать.

Трактовка Гаффиганом «Шехеразады» Римского-Корсакова полна… соблазнительного очарования, но, как не жаль, ее толкователь редко намекал на что-то страстное. «Султанская» тема была исполнена благородно и сдержанно, и это задало тон для большей части произведения: воды этого музыкального моря оставались невозмутимыми, а величественный галеон – безмятежным. Но в финале Гаффиган активизировал темп, добавил щегольства, которое раньше напрочь отсутствовало, позволил латуни проявить их голоса, музыка оживала пульсирующими цветами и светящимися текстурами, особенно соло скрипки Сары Кристиан.

Людмила Яблокова

/фото bbc.co.uk/proms/

Вернуться к списку новостей