Как и было запланировано, 12 апреля в БЗК состоялось концертное исполнение оперы «Дочь полка» Гаэтано Доницетти. Представление было организовано и проводилось Фондом Елены Образцовой, руководимого Натальей Игнатенко, в честь великой примадонны. Это был последний спектакль со сценическим выходом певицы, который тогда прошёл в Болонье (Италия) и Японии. Собственно, этот факт творческой биографии Елены Образцовой и определил выбор именно этого произведения для вечера в её честь. Сама опера с её искромётными мелодиями, с её игривостью и изящным юмором в полной мере соответствовали характеру певицы, наиболее сближались с её индивидуальностью. Об этом говорили участники концерта во время мероприятий накануне исполнения постановки.

 

Различного рода презентаций перед исполнением оперы было достаточно много. Это были и анонсы в СМИ, и интервью на ТВ «Культура», и обширная пресс-конференция в ТАСС по поводу предстоящего события. Примечательно, что, например, в интервью и на пресс-конференции обсуждались вопросы, выходящие за рамки только предстоящего исполнения оперы, как если бы сама Елена Васильевна участвовала во всём происходящем.

Постепенно разматывался клубок памяти, а этот клубок огромный. Невидимые, но очень прочные нити связывают всех участников с событиями жизни великой певицы. Титульную партию в опере исполнила сопрано Ольга Пудова, солистка Мариинского театра, лауреат первого Конкурса вокалистов Елены Образцовой, любимая ученица примадонны. Ольга не только прекрасная певица, с великолепной техникой владения голосом, лёгким, подвижным сопрано очень красивого тембра. Певица одарена редкой музыкальностью, необыкновенным артистизмом, способностью к мгновенной реакции на тончайшие нюансы в характерах и переживаниях героев на сцене, переданных в музыке. Героиня Ольги Пудовой, маркитантка Мари, щедро наделена исполнительницей богатой палитрой тонких нюансов в передаче переживаний молодой девушки. Замечательны моменты, когда певица добавляет искорки юмора и озорства в своё исполнение. Это настолько изящно и достоверно, что не оставило равнодушным никого в огромном зрительном зале БЗК, о чём свидетельствовали овации по поводу исполнения. Это был пример высочайшего артистизма, столь естественного, что не возникало ни малейшего сомнения в его подлинности и принадлежности настоящей жизни.

 

Удивительно было взаимодействие Ольги Пудовой – Мари с оркестром, а это был Московский академический камерный оркестр «Musica Viva» под управлением маэстро Дениса Власенко. Было впечатление, что певица устремлена и летит к каким-то одной ей известным и ощущаемым ею высотам, увлекая за собой в этот прекрасный полёт всех остальных артистов. Она была лидером в этом фантастическом полёте. Ей был известен этот путь. Обычно строгий и властный, маэстро Власенко явно увлечённо следовал за певицей.

В этот вечер над всем и всеми царил голос Ольги Пудовой, легко, игриво взлетавший от едва слышимого, почти шёпота, до заоблачных высот, наполняя зал мощным, очень красивым звучанием. Понятным становилось, наполнялось реальным содержанием словосочетание «любимая ученица Елены Образцовой». Талант певицы озарял своим сиянием сцену и весь зал в этот вечер.

В первом дуэте с Мари был сержант Сюльпис в исполнении легендарного мастера речитативов, итальянского баса Бруно Пратико. На пресс-конференции певец рассказал о том восторге, с которым он впервые услышал голос великой Елены с пластинки, а потом ему довелось петь с ней. Это было незабываемо, это было счастье, которое живёт в его душе и о котором Бруно помнит. Это та волшебная нить памяти, которая привела его на сцену БЗК в этот вечер. И теперь Бруно пел в прекрасном составе в честь великой Елены с теми, кого она любила.

 

Настал черёд Тонио, партию которого исполнил в этот вечер тенор Дмитрий Корчак. Ещё одна нить из клубка памяти протянулась в воспоминаниях к великой Елене. Совсем недавно, в 2014 году, когда на сцене МАМТ-а состоялось единственное представление оперы «Вертер» Жюля Массне с Дмитрием Корчаком в титульной партии, примадонна сделала замечательную запись: «Моему любимому мальчику, Димочке – Вертеру! Как жаль, что я уже старая и не могу петь с тобой Шарлотту! Дай Бог тебе счастья в музыке и долгой, долгой жизни в искусстве. Твоя Леночка Образцова». Право, это письмо Шарлотты к своему Вертеру. Какие прекрасные слова! Сколько в них лирики, подлинной теплоты и нежности!

Любимые певцы Елены Образцовой предстали теперь в любовном дуэте Тонио и Мари. Прежде всего, следует отметить необыкновенную сочетаемость голосов Дмитрия Корчака и Ольги Пудовой. Дуэт был исполнен с такими подлинными эмоциями, на таком уровне точности интонаций, с таким артистизмом, что сразу же может быть причислен к значимым событиям в музыкальной жизни. Красота звучания голосов исполнителей, тонкие переходы, очаровательные изобразительные средства артистов – всё это нашло живой отклик у публики, ответившей исполнителям оглушительной овацией.

Наступило время исполнения знаменитой арии Тонио с коварными девятью «ДО». По-русски эту арию называют «Друзья мои, вот это праздник!» Тонио счастлив, мечты его сбываются. Труднейшая ария мирового белькантового репертуара легко покорилась тенору Дмитрию Корчаку. Надо сказать, в оперном мире есть совсем немного певцов, которые могут исполнить эту арию, а уж исполнить с блеском – таковых единицы. Среди избранных – наш тенор Дмитрий Корчак. Часть арии с девятью «ДО» певец повторил на «бисс» в ответ на обвальные овации зала.

Первый акт оперы заканчивается печальным романсом Мари «Пора идти, друзья мои, прощайте», который прозвучал необыкновенно трогательно и изысканно достоверно от Ольги Пудовой.

Во втором действии оперы события развиваются по линии утверждения идеалов истинных чувств, любви, справедливости. Тем не менее, как и в жизни, на их пути возникают препятствия, которые можно преодолеть с помощью смелости, честности, истинного благородства, настоящей дружбы. В конце концов, всё так и происходит.

Олицетворением сил, препятствующим счастью Мари и Тонио, выступила Герцогиня де Кракентори в исполнении Ирины Мирошниченко, блистательной мхатовской примадонны. И опять протянулась волшебная нить памяти, оживив образ Елены Образцовой. Появление в оперном спектакле драматической дивы было очаровательным сюрпризом для всех в этот вечер. В небольшую роль актриса сумела привнести столько очарования, юмора, подлинности эмоций, что, казалось, вместе со зрителями эту мизансцену безоговорочно одобрила бы сама Елена Образцова.

Среди исполнителей сольных партий были певцы, которые не пересекались с Еленой Образцовой ни в жизни, ни на сцене, но, по их признанию, они до сих пор учатся у неё. Об этом рассказала в своём интервью Анна Кикнадзе, меццо-сопрано, солистка Мариинского театра. Именно ей была поручена партия Маркизы де Беркенфильд, которую как раз и исполняла Елена Образцова.

Очень ярко проявил себя в этом спектакле Константин Бржинский, обладатель красивого, объёмного баритона, солист театра «Геликон-Опера», исполнивший партию Капрала. Певец продемонстрировал точность фразировки, чёткость звучания французского языка и драматическое соответствие исполняемым образам.

Особое место в представленной опере принадлежит хору, который звучал во всех положениях действия. Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра под руководством Льва Конторовича, Народного артиста России, активно участвовал в действии, не скрывая свои эмоции и даже аплодируя солистам, что бывает крайне редко. Это же настроение активного участия в спектакле было и у оркестра «Musica Viva». Музыканты сопереживали по ходу действия, эмоционально поддерживая солистов. Совсем нечасто можно видеть такое единение всех музыкантов!

Всем этим чудом руководил маэстро Денис Власенко, вполне сложившийся оперный дирижёр. Когда-то в приватной беседе было высказано пожелание, чтобы в красивой белькантовой опере выступила молодая, прекрасная солистка, чтобы Денис дирижировал, а Дмитрий Корчак пел. Вот эта мечта, казавшаяся несбыточной, воплотилась на сцене БЗК.

В светлые дни празднования Пасхи хочется сказать: «Слава Богу за всё!»

Людмила Краснова

/фото предоставлено организаторами/

Вернуться к списку новостей