Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета в апреле 2018 года планирует осуществить постановку оперы Богуслава Мартину «Греческие пассионы». Дирижер – Оливер фон Дохнаньи. Режиссер, сценограф – Тадэуш Штрасбергер. 

О. Дохнаньи и Т. Штрасбергер на сцене Екатеринбургского театра уже поставили оперы «Сатьяграха» Ф. Гласса (2014) и «Пассажирка» М. Вайнберга (2016).

Екатеринбургский театр оперы и балета стремится расширять границы традиционного для российских театров круга оперных названий. Из недавних премьер театра – «Сатьяграха» Филипа Гласса (2014, первая постановка оперы в России), «Пассажирка» Мечислава Вайнберга (2016, первая театральная постановка оперы в России). Опера Богуслава Мартину «Греческие пассионы» также никогда не ставилась в российских театрах.

Предполагается, что проект Богуслав Мартину «Греческие пассионы» - первая постановка в России будет включать ряд концертов, презентаций, а также выставку, посвященную творчеству композитора. Кульминацией станет собственно премьера оперы.

Опера «Греческие пассионы» написана в 1954-59 годах выдающимся чешским композитором, классиком XX века Богуславом Мартину в соавторстве с греческим писателем Никосом Казандзакисом, автором одноименного романа «Страсти по-гречески» («Христа распинают вновь»).

Музыкальная драма повествует о событиях, разворачивающихся в небольшом греческом селении. Его жители занимаются постановкой евангельских «Страстей», но внезапно их останавливает известие о прибытии в деревню людей, вынужденных покинуть свои дома и спасаться от вражеского нашествия. Исполнитель роли Христа, пастух Манолиос, предлагает помочь несчастным, но местные богачи отказываются. Манолиос погибает от рук одного из своих односельчан, который в постановке должен был играть роль Иуды.

Мартину композитор-лирик, тонко и поэтично воспринимающий мир, художник-гуманист и новатор, в его творчестве – смелые новации того времени и переосмысление традиций. Мартину нашел свой неповторимый музыкальный язык, который безошибочно узнается по нескольким тактам его произведения. Характерные черты музыки Мартину – оригинальная мелодика, необычно колеблющаяся во времени ритмика, особая красочность оркестровки, лирическая проникновенность. Философский склад характера Богуслава Мартину оказал воздействие на его творчество вопреки стихийной эмоциональности композитора. Строгость и глубина мышления сказываются как в самой композиторской технике, так и в ее подчиненности содержанию произведения.

На создание оперы «Греческие пассионы» композитора воодушевил роман Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь», затрагивающий морально-нравственные проблемы.

Богуслав Мартину писал: «В наше время художник, сталкиваясь с искаженным значением ценностей, ищет порядок, систему, которые сохранили бы и подтвердили человеческие и художественные идеалы. Таков роман Казандзакиса, а поэтому я избрал его в качестве литературной основы для трагической оперы».

Первая редакция создана в 1956 году для Ковент-Гарден, Лондон (не была поставлена театром). Мировая премьера оперы в данной редакции состоялась в Брегенце в 1999 году (режиссер – Паунтни, дирижер Ширмер, художник Лазаридис; Венский симфонический оркестр, Московский камерный хор под руководством Минина).

Вторая редакция создавалась в 1957-59 годах. Премьера второй редакции состоялась в Цюрихе в 1961 году. Обе редакции – либретто на английском языке.

Среди постановок за рубежом: Бремен, 2003; Фессалоники, 2006; Карлсруэ, 2009; Цюрих, 2009; Вупперталь, 2010; Палермо 2011 и другие.

 

/фото предоставлено пресс-службой Екатеринбургского театра оперы и балета/

Вернуться к списку новостей