Концерт, который состоялся в Нижегородской консерватории 28 февраля, по праву можно причислить к историческим событиям. Впервые в Большом зале звучала программа, целиком составленная из музыки еврейских авторов. Замысел принадлежит профессору консерватории, скрипачке Софии Пропищан, которая осуществила его в содружестве с не менее известной пианисткой (и тоже профессором) Беллой Альтерман, а также выпускниками своего класса (квартетом «Cantando») и студентами вуза. Довольно странно, что это неординарное событие и в жизни консерватории, и в жизни города, не только не имело должной информационной поддержки, но и полностью было проигнорировано администрацией консерватории... Зал был заполнен наполовину, но это обстоятельство в итоге создало тонкую доверительную атмосферу, в которой звучащая музыка как будто бы обращалась к каждому лично.

Ансамбль двух профессоров, неоднократно выступавших в таком качестве, представил вниманию слушателей ту музыку минувшего века, которая словно возвращается к нам сквозь череду десятилетий, — музыку Моисея Вайнберга (своеобразное эхо большого московского проекта «Вайнберг. Возвращение»), Иосифа Ахрона, Эрнеста Блоха. Эти самобытные, яркие, мелодичные произведения, то приближающиеся по своей манере к народным (Вайнберг, а особенно Ахрон), то удаляющиеся от нее (Блох), были переданы со всеми оттенками, позволяющими оценить их характерность. Особый шарм исполнению придавала разноликость участников дуэта — импульсивный характер скрипичной партии оттеняла более сдержанная манера пианистки, что и понятно: ведь в этой музыке скрипка — «и царь, и бог». София Пропищан, скорее всего благодаря впечатлениям юности, проведенной в Кишиневе, кругу общения (оба родителя — музыканты), профессиональным контактам (обучалась у С.Л. Ярошевича в Горьком), словно воскрешала в своей памяти, возможно, когда-то слышанные импровизации в еврейском стиле, интуитивно отыскивая их в композиторских опусах и вкусно преподнося слушателям – такая органика исполнения была только на пользу музыке.

Программу вечера дополнили два других сочинения, которые также нечасто услышишь в Нижнем, несмотря на громкие имена их создателей. Это «Увертюра на еврейские темы» Прокофьева и вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии». Такое соседство позволило сопоставить двух корифеев эпохи, как кажется, с непривычной точки зрения: возможно, обозначенный ракурс подсказала музыкантам и недавняя работа нижегородского исследователя Тамары Левой «Шостакович и Прокофьев: эскиз двойного портрета». И разница была колоссальной! Прокофьев, отталкиваясь от еврейских мелодий, как бы растворяет их в своей авторской музыке, близкой симфоническим опусам (секстет исполнителей — струнный квартет, кларнет и рояль — словно модель оркестра). Шостакович, напротив, порой откровенно выпячивает еврейские интонации, ищет сходные элементы в собственном стиле, и, объединяя одно с другим, выражает мысли в экспрессионистки-заостренном ключе. Непростой шостаковичевский цикл был исполнен студентами консерватории вместе с опытным концертмейстером Наталией Зусман. Молодые певцы, все без исключения, были «в образе», однако наибольшее впечатление, в силу красоты и совершенного владения голосом, оставила меццо-сопрано Ксения Виноградова. От Алексея Анисимова партия потребовала, кажется, сверхнапряжения, поэтому его выступление было неровным — запомнился яркий дуэт с сопрано Наталией Буруковой («Перед долгой разлукой»), сольное высказывание («Брошенный отец»), однако были и откровенные срывы (в частности, «Песнь о нужде»).

Блестящая инициатива профессора Cофии Пропищан и ее друзей подарила меломанам города интереснейший вечер. Хотелось бы, чтобы проект имел продолжение – ведь неосвоенного материала тьма! – вписывая в нижегородскую культурную жизнь новые, невероятно захватывающие страницы.

Елена Прыткова

/фото nnovcons.ru/

Вернуться к списку новостей