Зажигательная, оптимистичная, комическая опера «Пензанские пираты» двух сэров -  драматурга Уильяма Гилберта и композитора Артура Салливана (в Англии их часто величают G&S), создавших дуэтом четырнадцать комических опусов. «Пензанские пираты» - один из них. Если вам действительно любопытно узнать, кто же они, эти «холодные и чванливые» англичане, как они много и с удовольствием смеются над собой, как они обожают юмор, то лучшего пособия, чтобы понять натуру аборигена туманного Альбиона вряд ли можно найти.

Постановка интерпретируется весьма традиционно, костюмы викторианской эпохи, режиссер Майк Ли, я бы даже сказала, с любовью относится к стилю Гилберта и Салливана, не производя никакого насилия и не вводя никаких новшеств! Героини оперы -  девушки, идеальные викторианские девы в шелках пастельных тонов, полиция с дубинками, оголтелые пираты, на глазах превращающиеся в достойных джентльменов. Независимая сатира, которая возможно, была достаточно кусача в 1879 году, в настоящее время - не больнее укуса комара. Но – происходящее на сцене достаточно причудливо, мило и по-английски – просто и комфортно.

Декорации выполнены в ярких цветовых красках и в стиле минимализма (Элисон Читти). Вы как будто смотрите в береговой телескоп, и тут в поле зрения (бинокля), появляется красный пиратский корабль, который бодренько пришвартовывается, вписавшись аккурат в этот огромное «О», носом корабля «въехав» как бы по эту стороны круга (сцены), оставив корму – по ту. На берег высаживается главный герой этой истории Фредерик – грустный молодой человек двадцати одного года. Это день его рождения. Зритель узнает перипетии его жизни. Оказывается, его безграмотная нянька, обещавшая умирающему отцу мальчика позаботиться о сироте, вместо того, чтобы определить его в пилоты, как того хотел отец, определила его в пираты. Слова-то похожи! Но сегодня ему 21, и он наконец свободен.

Распростившись со своим молодым другом, две дюжины морских разбойников вскарабкиваются по веревочной лестнице на корабль, и он так же ретивенько, как прибыл, отчаливает. 

Фредерик свободен, но, как выяснилось, ненадолго. Пираты, не желающие расставаться со своим другом, возвращаются в Пензанс, чтобы «обрадовать» парня, что ему придется – по контракту – оставаться с ними до 84 лет! Дело в том, что тот родился в високосный год, таким образом, отмечая свой день рождения один раз в четыре года - на радость состарившейся опекунши, Фредерику придется пиратствовать до седых волос. 

Очень смешно, абсурдно, весело, легко, вкусно! Кстати, Пензанс существует и поныне. Это городок на самом кончике юго-западного побережья Англии, омываемого – для англичан - Английским каналом (французы, да и мы знаем его как Ла-Манш).Так что теоретически пираты там точно могли появиться.  

Ашли Ричес – король пиратов, на самом деле чванливый и большой ребенок, обладает внушительным басом. Меццо-сопрано Люси Шауфер - прислуга по имени Рут и бывшая няня Фредерика – тощая, страшненькая, с огромными круглыми глазами, кстати, была единственной женщиной на корабле, которую все воспринимали и молодой, и красивой. Последние два посыла были переосмыслены моряками, когда они встретили в Пензансе действительно молодых и действительно красивых барышень. Но пение ее – спутать невозможно, она покоряла зал всякий раз, выходя на сцену. 

Сопрано Сара Мафи в роли невинной, чистой, но дерзкой Мейбл (одна из дочерей генерал-майора), исполняет колоратуру с беспечной легкостью, в то время как меццо-сопрано Кэти Ковентри очаровывает зрителя наивностью и свежестью, как ее младшая сестра Эдит, а также искренностью пения. Тенор Дэвид Вэбб (Фредерик, тот самый молодой человек), обнаружив милых существ противоположного пола, и попав в надежные и изящные ручки Мэйбл, быстро превращается из пирата в элегантного молодого джентльмена, и демонстрирует универсальные голосовые данные.

Баритон Эндрю Шор как генерал-майор и отец многочисленного семейства, смог создать комический образ - великолепный, яркий, с характером, но, к сожалению, его пение веселых шаловливых песен-скороговорок, которые должны быть легкими и подвижными, был тяжеловатыми. Джон Томлинсон как сержант полиции с его невозмутимо мрачными предсказаниями "Чем бы преступник бы не занимался” был выше всех похвал.  Отличную поддержку солисты получили от хора, хористы пели великолепно.

Дирижер Гарис Джонс с оркестром Английской Национальной оперы играли музыку Салливана утонченно, возвышенно и чрезвычайно красиво.

И в заключение, я не встречала ни у одного народа так много разных типов юмора – у англичан их более двадцати – сухой, жёсткий, иронический, наивный, пародийный и т.д., и, конечно же, черный, присутствие которого бы (не только черного) особенно подчеркивалось, например, в личных характеристиках. То есть, человек без юмора здесь как бы – и не совсем то. Даже работодатели, принимая на работу, интересуются наличием юмора у своего подчинённого. Кстати, «Пензанских пиратов» поставили -  во всем мире - более сорока раз, и в том числе шесть постановок – на больших профессиональных сценах. Мы соскучились по чистому, искрометному веселому смеху.

Людмила Яблокова

/фото eno.org/

Вернуться к списку новостей