Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова под управлением художественного руководителя и главного хормейстера Николая Азарова открыл программу концерта «AVE MARIA» в Концертном зале имени П.И. Чайковского исполнением произведения «Символ веры» из Литургии Св. Иоанна Златоуста П.И. Чайковского. Замечательное звучание, необычайно свежее, яркое, молодые, звенящие голоса и захватывающие абсолютной тишиной паузы сразу заставили зал сосредоточиться, погрузиться в красоту звука. Это был своего рода зачин, настрой для всех на восприятие новой, очень непростой программы духовной музыки европейских и русских композиторов.

 

Солировал в этот вечер знаменитый русский тенор Дмитрий Корчак, певец с мировым именем, который стал в последнее время довольно часто выступать на Родине, как в концертах, так и в оперных спектаклях на ведущих отечественных сценах. Начал певец тоже со своего рода зачина, исполнив произведение «Ангел вопияше» П. Чеснокова. Исполнением этого произведения в зал был послан мощный импульс: собравшиеся услышали о чуде божественного явления, о котором поведал Ангел. В этом номере программы солист привычно подчинялся воле дирижёра, так, как делал это всю свою сознательную жизнь, начиная с учёбы и потом, уже во взрослой, самостоятельной жизни артиста.

Европейская часть программы открылась исполнением произведения «Pieta Signore» Алессандро Страделлы, итальянского композитора XVII века. По содержанию это молитва, обращённая к Богу, молитва о милости Божией, о надежде на милосердие к человеку обыкновенному, человеку грешному, человеку, трепещущему пред судом Божиим. В мировой вокальной практике к исполнению этого произведения обращались великие певцы. Известны дошедшие до нас интерпретации этого шедевра позднего средневековья, принадлежащие Энрико Карузо. В недавние времена это произведение исполняли Николай Гяуров, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Николай Гедда. Известна интерпретация этого сочинения Анджелой Георгиу. История исполнений богата именами выдающихся певцов, составляющих мировую славу вокального искусства.

На сцене появились участники австрийского ансамбля «AMOS QUARTET». Солист и дирижёр Дмитрий Корчак лёгкой, летящей походкой занял своё место у пюпитра с нотами, обратившись лицом к залу. Весь облик певца, его строгость напоминали пастора перед началом проповеди. Изящным жестом он дал сигнал музыкантам и затем повёл свою партию. Прозвучала смиренная молитва человека земного, человека грешного, сочетающего в себе черты героя далёкого прошлого и героя нашего времени. Всё исполнение было пронизано светом и чистотой помыслов, надеждой на милость Божию. Вокальные средства для создания образа принадлежали богатому арсеналу, выработанному певцом на протяжении многих лет творчества, начиная с младых ногтей его, когда он мальчиком стал приобщаться к искусству пения под руководством великого педагога, профессора В.С. Попова. В этой части исполнения певец продемонстрировал тонкое владение стилем исполняемого произведения и дал свою, оригинальную его интерпретацию.

Форма представления этого музыкального номера на сцене является абсолютно новой для наших концертов. Создалась некая доверительность в общении солиста и слушателей в зале, несмотря на то, что зал КЗЧ огромный. Тем не менее, Дмитрию Корчаку удалось максимально приблизиться к публике, донести до нее свой замысел.

Тон был задан и программа пошла, набирая заряд силы, объединяющей артистов и зрителей. В зале воцарилась атмосфера радостного, творческого соработничества исполнителей и публики. На уровне высочайшего мастерства публике передавалась красота и величие шедевров мировой классики. Прозвучали произведения А. Вивальди «Domine Deus», П. Чеснокова «Разбойника благоразумного», П. Чайковского «Хвалите Господа с небес…», К. Сен-Санса «Ave Maria», И.С. Баха «Benedictus» из си-минорной мессы, И.С. Баха-Ш. Гуно «Ave Maria». Восприятие такой музыки требовало работы души, и эта работа шла, публика живо откликалась аплодисментами, восторгом.

Во втором отделении концерта мелодическая роскошь была продолжена. Титульная тема концерта «Ave Maria» переходила от П. Чеснокова («Мати Божия») к Ф. Шуберту («Ave Maria») и В. Моцарту («Ave verum»). Был и дебют в этом концерте юных музыкантов из Швейцарии Марии и Курта Миттерфельнеров. Они приняли участие в премьере сочинения композитора Андрея Пушкарёва, специально написанного для этого концерта. Юные музыканты исполнили партии скрипок в составе ансамбля «AMOS QUARTET». Их выступление предварил обращением к залу Дмитрий Корчак. В свободной, доверительной манере он вспомнил своего учителя В.С. Попова и его кредо не делать различия по возрасту, когда совсем юные исполнители выходили на сцену. Они становились артистами с этого момента. Исполнение фрагмента из скрипичного концерта Ф. Мендельсона и партия тенора Корчаком произвели большое впечатление на публику, отметившей этот номер программы овацией.

Завершился концерт исполнением сочинения П. Чеснокова «С нами Бог!». К хору вышел дирижёр Николай Азаров. Место солиста привычно и смиренно занял тенор Дмитрий Корчак, как бы исполняя послушание, данное ему его великим учителем В.С. Поповым.

Концерт прошёл с большим успехом и был принят публикой с энтузиазмом. В зале царила приподнятая, праздничная атмосфера приобщения к высокому искусству. Удивительно, что свободные кресла в зале, а такие были, казались заполненными необращёнными душами. Они были с нами. Не хватало только мгновения, чтобы прекрасная музыка долетела до них, коснулась их души. Этот миг обязательно настанет!

Людмила Краснова

/фото ru-ru.facebook.com/DMITRY-KORCHAK/

Вернуться к списку новостей