Октябрь - традиционное время первых московских балетных премьер: на стыке октября и ноября программу балетов Фредерика Аштона, английского классика, выпускает Театр Станиславского, Большой опередил его на неделю, правда, не совсем с премьерой, а с возобновлением одной из самых больших удач в своей новейшей истории - "Русских сезонов" на музыку Леонида Десятникова в хореографии Алексея Ратманского.

Спектакль, который был назван "Русские сезоны", созданный на перекрестье русского балета, русского фольклора и русского авангарда, родился, тем не менее, в Нью-Йорке, в знаменитой баланчинской труппе "Нью-Йорк сити балле", и лишь через два года, в 2008 г., аккурат к завершению работы Ратманского в Москве в качестве худрука балета Большого театра и началу его карьеры в Нью-Йорке, был перенесен в Большой.

Созданный на экспорт балет о безразмерности русского характера, но востребованный в мире поболее других балетов Ратманского (кроме Нью-Йорка и Москвы, он был поставлен в Амстердаме, Сан-Франциско и Милане), балет идеально "сел" на труппу Большого того времени. Главными открытиями московских "Русских сезонов" образца 2008 г. стали первая «классичка» труппы - Светлана Захарова, главная лирическая героиня этого балета - девушка в белом, и первая «техничка» Наталья Осипова - неистовая девушка в красном - из разряда некрасовских героинь, что "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Был и третий главный герой этого балета - ансамбль молодых солистов Большого, выпестованных Ратманским в период его руководства труппой, благодаря их энтузиазму «Русские сезоны» стали высказыванием нового поколения Большого.

Это было недавно, это было давно… Ратманский после своей первой нью-йоркской удачи получил долгосрочный контракт в Америке, сейчас ставит по всему миру, и в его расписание Россия пока еле вписывается, только переносы и возобновления. Упорхнула из Москвы, а потом и из России неистовая "в красном" - Наталья Осипова. Не нашлось в плотном расписании международной звезды Светланы Захаровой места для девушки в белом. Приболел к премьерному блоку один из участников премьеры 2008 г. (тогдашний партер Захаровой) Андрей Меркурьев. Новое появление в афише Большого утраченного в период руководства балетом Сергея Филина балета обязано юбилейному фестивалю в Большом автора их музыки - композитора Леонида Десятникова, друга и соавтора балетов Ратманского.

Прошло семь лет, для балетного жанра - срок долгий. И возобновление обернулось премьерой: спектакль почти полностью поменял исполнителей. Молодежь тех "Русских сезонов" сейчас - мастера, представляющие лицо Большого балета, и в нынешних составах на "Сезоны" переместилась с периферии в центр: Владислав Лантратов, первый классический премьер труппы, когда-то начинающим артистом, только что выпущенным из училища, танцевавший "синего", теперь в первом составе стал «белым»; в первом составе «белой» вышла Екатерина Шипулина, прежде танцевавшая «зеленую»; Екатерина Крысанова, не только ведущая прима Большого, но и настоящий лидер труппы, бывшая «фиолетовая», в разных составах станцевала антиподов «Сезонов» - «белую» (лирическую) и «красную» (темпераментную) героинь; свежеиспеченная прима Большого Анастасия Сташкевич и ведущий солист Владислав Лопатин, объединенные в белую пару, были в прошлой постановке «красной» и «зеленым»... На периферию балета (синяя, зеленая, фиолетовая, бордовая пары) ввелись новички, которые не участвовали в прежнем спектакле, а некоторые еще и вовсе не работали в Большом: Кристина Кретова, Дарья Бочкова, Ксения Жиганшина, Ана Туразашвили, Алексей Матрахов, Георгий Гусев, список можно продолжать, т.к. артистов набралось на три полноценных состава. Большинство новичков - из числа тех, кого в классике можно видеть двойках, четверках, шестерках, характерных ролях и иногда в сольных вариациях. Можно видеть, но трудно разглядеть. А "Русские сезоны" - балет для солистов, каждому из 12 участников дается сольный, дуэтный или коллективный шанс себя проявить. Главные, наиболее подробно разработанные партии отданы белому (желтому), красному и зеленому цвету. В одной из 12 (по числу месяцев года) частей балета едва ли не каждый из солистов выходит на первый план. А если это умножить на три собранных к возобновлению состава - то шанс заявить о себе в «Русских сезонах" получило более трех десятков артистов.

Как же зависима хореография Ратманского от чуткости артиста к его стилю и его музыкальности! «Красную», какой она была у Осиповой, оказалось повторить невозможно, и эта партия изрядно потеряла в масштабе и точности у Анны Тихомировой во втором составе и совсем «пропала» в третьем у Янины Париенко, трудно было узнать в ее вяловатом и оклассиченном исполнении этот пульсирующий горячей кровью текст.

Накануне казалось, что среди неглавных партий главной удачей балетмейстера является текст для пары в фиолетовом (Алексей Матрахов, побритый наголо по последней московской балетной моде, и задорная Елизавета Крутелева, ), а на следующий день - напротив, что значительно интересней текст у пары в синем (Михаил Крючков, курносый блондин, идеально вписавшийся в русский колорит балета, и «остренькая» Анна Ребецкая).

Главная метаморфоза за два из трех премьерных составов произошла с партией девушки в зеленом: обладательница чуть ли не самых протяженных в театре линий и мягкой женственности Ана Туразашвили (второй состав) в своей сольной части была трогательно беззащитной, а на следующий день в той же "зеленой" Кристина Кретова подавалась как трагикомический персонаж - уж больно истово она занималась богоискательством, не увидев за пеленой своей религиозной одержимостью розыгрыша своих же товарищей. Новая для Ратманского балерина очень точно передала его стиль - балетмейстер любит смягчать иронией пафосные ситуации.

Центральной парой "Русских сезонов" во втором и третьем (на замену паре Степанова-Меркурьев) вышли Вячеслав Лопатин и Анастасия Сташкевич, пара по жизни и на сцене. Вячеслав – один из выдвиженцев Ратманского и главных носителей его стиля. Ни на кого не похожая, грациозная по-кошачьи, острая и одновременно мягкая танцевальная манера Лопатина сделала его «желтого» самым ярким героем вечера, солнечный персонаж, ловкий, удалой парень, из тех, что называют "мал золотник, да дорог". У его партнерши партия прозвучала пестровато, убедительной она была лишь в начале: хваткой, уверенной в себе показалась девушка в желтом Анастасии Сташкевич, но для плача по убитому жениху и «смертельного» финала под духовное песнопение «Наши руки грабли, наши глазы – ямы, аллилуйя, аллилуйя…» ей чего-то не хватило - может быть, тела - хрупка, почти прозрачна Анастасия, может быть, духа. Добротная работа, но хотелось бы реквиема, который в той памятной премьере семилетней давности пропела телом Светлана Захарова, и который стал мощным аккордом в разноцветной партитуре "Русских сезонов".

Спектакль, несмотря на неровность актерских работ, смотрится все так же свежо, лапидарно, разнообразно по архитектуре и изобретательно по лексике. В хореографической архитектуре "Сезонов" Ратманского наиболее интересны разнохарактерные ансамбли, в хореографической лексике - острая национальная примесь характерности к излюбленному балетмейстером интернациональной языку неоклассики.

Спектакль не только хорошо смотрится, но и хорошо слушается (струнная группа оркестра Большого театра, дирижер - Игорь Дронов, вокал - Яна Иванилова). Пусть заграничная публика считывает в "Русских сезонах" Десятникова-Ратманского опосредованный контекст - русский авангард в живописи (Малевич, Степанова), фольклорные заимствования в танце (Бронислава Нижинская) и в музыке (Игорь Стравинский), в России "Русские сезоны" апеллируют непосредственно к национальной памяти зрителя/слушателя - тоскливыми плачами и веселыми прибаутками, экзотическим звучанием исконной речи, земными поклонами и озорством, пронзительной печалью и удальством, косоворотками и сарафанами, многоцветьем и прочими приметами исчезающего мира русской деревни.

Сразу же после премьеры "Русских сезонов" в Большом произошло давно ожидаемое событие - оглашение имени нового директора балета Большого театра. С марта 2016 им станет известный балетный интендант Махар Вазиев. Похоже, ледниковый период межу Большим и Ратманским подошел к концу, и самого именитого из современных русских балетмейстеров мы будем видеть в Москве много чаще, и не только с возобновлениями, но и с премьерами.

Людмила Гусева

/фото bolshoi.ru/

Вернуться к списку новостей