31 июля в Концертном зале радио «Орфей» в рубрике «Год Чайковского на радио «Орфей» прозвучит опера композитора «Орлеанская дева». Исполнители – Елена Зеленская, Хачатур Бадалян, Эльвира Хохлова, Сергей Артамонов, Виталий Билый, Андрей Бреус, Виталий Ефанов, Дмитрий Пьянов, Андрей Фетисов, Алексей Татаринцев, Евгений Ставинский, хор и оркестр театра Новая Опера им. Е. Колобова, дирижер Валерий Крицков. Запись из театра Новая опера от 25.04.2010г.

 

Судьба этого произведения необычна, но, в общем-то, вполне объяснима. С прохладой встречено оно было на мировой премьере в Мариинском театре в 1881 году, несмотря на выдающуюся Иоанну – Марию Каменскую. И хотя впоследствии удачными были обращения к ней в Опере Мамонтова (1899), где в главной партии блистала Елена Цветкова, и Опере Зимина (1907) с Валентиной Петровой-Званцевой в роли спасительницы-девы, в дореволюционной России репертуарным оно не стало. В советское время «Орлеанка» также была раритетом: ставилась в Кировском театре в Ленинграде (1945) с великой Софьей Преображенской в образе Иоанны, а также в Пермском театре оперы и балета – единственном в мире и в России, где поставлены все оперы и балеты Чайковского, исполнялась в концертах, в частности, с Ириной Архиповой в главной партии и с Геннадием Рождественским за дирижерским пультом.

В 1990-м к ней впервые в своей истории обратился Большой театр (премьера была приурочена к 150-летию Чайковского), в чем большая заслуга маэстро Александра Лазарева – большого пропагандиста русской музыки, за годы работы которого в Большом, и не только в качестве главного, но и просто дирижера, на первой сцене страны было поставлено немало отечественных опер, в том числе совсем редких, – как та же «Орлеанская», как «Млада» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, как «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева и др.

За 134 года обращения к «Орлеанской деве», таким образом, в России были нечасты, а вне России ее и вовсе не знают, хотя формально она и была первой русской оперой, исполненной за рубежом (Прага, 1882). Главных причин здесь две – тяготение произведения к ораториальному началу (возможно, именно потому полуконцертный вариант Покровского оказался столь органичен) и заглавная партия, не пойми для какого голоса написанная, – для сопрано слишком низко и драматически напряженно, для меццо – слишком высоко. Если решить первую проблему возможно, и, например, концертное исполнение или полуконцертная постановка (как тот же спектакль Покровского) здесь – весьма неплохой вариант, то вот найти настоящую Иоанну – задача архисложная, здесь поистине нужна певица экстракласса. В знаменитой постановке semi-stage Бориса Покровского 1990 года главную партию исполняли Маквала Касрашвили, Ирина Удалова, Нина Раутио и Марина Лапина.

В новейшее время к опере «Орлеанская дева» периодически обращаются, главным образом концертно. В только что завершившемся театральном сезоне 2014-2015 годов в Большом вновь обратились к «Орлеанской» - на этот раз в связи со 175-летием Чайковского осенью прошлого года публике было предложено чисто концертное исполнение, которое явилось дебютом в Большом театре нового музыкального руководителя Тугана Сохиева, а на титульную партию позвали русскую певицу, выступающую только на зарубежных площадках, включая самые знаменитые («Ла Скала», Венская государственная опера, «Ковент-Гарден», «Метрополитен» и др.), Анну Смирнову, что явилось ее дебютным выступлением в России. Меццо-сопрано Смирнова, по замыслу Сохиева, исполнила оригинальную сопрановую редакцию партии Иоанны и снискала в ней заслуженный успех.

Валерий Полянский с Государственной симфонической капеллой России в 2005 году в филармоническом абонементе осуществил концертную версию оперы. Партию главной героини, Иоанны, исполнила обладательница роскошного сопрано, солистка Большого театра, народная артистка России Елена Зеленская. 25 апреля 2010 года к 170-летию со дня рождения П.И. Чайковского театр «Новая опера» представил свою концертную версию «Орлеанской девы» также с Еленой Зеленской. Эта запись, которую мы предлагаем вашему вниманию, хорошо демонстрирует уровень труппы «Новой оперы» того времени: кроме приглашенной звезды Е. Зеленской, все певцы, занятые в спектакле, на тот момент являлись солистами «Новой оперы». Многие из них сейчас поют на различных международных площадках. Сама Елена Зеленская, будучи солисткой Большого театра, в спектакле Покровского в Большом эту партию не пела, но много участвовала в концертных исполнениях, в том числе и в «Новой опере».

Александр Матусевич

Вернуться к списку новостей