27 мая в Электротеатре СТАНИСЛАВСКИЙ состоится презентация диска «Победа над солнцем».

Опера Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем» (1913) — программный манифест русского футуризма и пример синтеза искусств — поэзии, музыки и формы. Авторы «Победы над Солнцем» воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. Работа над постановкой послужила толчком к рождению супрематизма (Малевич при подготовке декораций и костюмов, задумался о том, чем заслонить Солнце в финале, и решил, что лучше всего подойдет черный квадрат — как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы).

«Победа над Солнцем» названа авторами «первой футуристической оперой». История рубанула: «и единственной». Словесный текст «Победы» сочинил один из изобретателей "заумного языка", поэт Алексей Крученых. Казимир Малевич создал костюмы и декорации. Автор музыки – Михаил Матюшин (1861-1934). Плоть от плоти своей эпохи, Матюшин разрабатывал новую звуковысотную систему (как Артур Лурье и Иван Вышнеградский), был художником (как Микалоюс Чюрленис), и мыслителем, в том числе работавшим над вопросами синтеза звука и цвета (как Александр Скрябин). За свою столетнюю историю опера была несколько раз исполнена в России и за рубежом. И в каждой из постановок неизбежно приходилось заниматься аранжировкой и добавлениями, поскольку музыка не была оркестрована автором, и клавир сохранился не полностью.

В проекте Волго-Вятского филиала ГЦСИ (Нижний Новгород), приуроченного к выставке «Музей великих надежд», осуществлено аутентичное исполнение большей части сохранившихся фрагментов оперы исключительно с музыкой Матюшина, без каких-либо добавлений. Аудиозапись издана на CD в сопровождении исследовательской статьи, либретто и нот. На презентации будет также показано видео концертного исполнения оперы в Нижнем Новгороде.

Алексей Крученых об опере: «Во-первых, если уже была „дохлая луна“, то почему же не быть побежденному солнцу? В литературном плане идея та же: надоела возня лириков с голубоватыми лунными ночами, блеском их, таинственными тенями, увеличивающими очи красавиц и т. д.и т. п. Так и солнце: очень уж тогда в годы расцвета символизма было распространено утверждение „будем как солнце“. А в поэтической основе оно рифмовалось преимущественно с червонцами — побольше золота, валюты, богатства, о чем тогда мечтало большинство „солнечных людей“».

Композитор Владимир Мартынов: «Клавир Матюшина свидетельствует о незаурядных композиторских способностях своего создателя, свободно пользующегося остро диссонансными аккордами, политональной и атональной гармонией, остинатными фигурами и прочими новаторскими средствами, характерными для творчества наиболее передовых и продвинутых композиторов того времени».

 

/фото electrotheatre.ru/

Вернуться к списку новостей