Французский композитор Оливье Мессиан по праву занимает одно из почетных мест в истории музыкальной культуры XX в. Его творчество представляет самостоятельную, независимую от каких-либо школ и направлений область современной музыки (начиная с 30-х гг.).

Эстетика Мессиана развивает основной принцип группы «Молодая Франция», призывавшей возвратить музыке непосредственность выражения чувств. В числе стилевых истоков своего творчества сам композитор называет помимо французских мастеров (К. Дебюсси) григорианский хорал, русские песни, музыку восточной традиции (в частности, Индии), пение птиц. Сочинения Мессиана пронизаны светом, таинственным сиянием, они искрятся блеском ярких звуковых красок, контрастами простой, но утонченной по интонации песни и сверкающих «космических» протуберанцев, всплесков кипящей энергии, безмятежных голосов птиц, даже птичьих хоров и экстатического безмолвия души.

В мире Мессиана нет места бытовым прозаизмам, напряжению и конфликтам человеческих драм; даже суровые, ужасные образы величайшей из войн никак не запечатлелись в музыке «Квартета на конец времени». Отвергая низкую, будничную сторону действительности, Мессиан хочет утвердить противостоящие ей традиционные ценности красоты и гармонии, высокой духовной культуры, причем не «реставрируя» их посредством какой-то стилизации, а щедро используя современную интонационность и соответствующие средства музыкального языка. Мессиан мыслит «вечными» образами католической ортодоксии и пантеистически окрашенного космологизма.

Утверждая мистическое предназначение музыки как «акта веры», Мессиан дает своим сочинениям религиозные названия: «Видение Аминя» для двух фортепиано (1943), «Три маленькие литургии божественному присутствию» (1944), «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано (1944), «Месса на Пятидесятницу» (1950), оратория «Преображение господа нашего Иисуса Христа» (1969), «Чаю воскресения мертвых» (1964, к 20-летию окончания второй мировой войны). Даже птицы с их пением — голос природы — истолковываются Мессианом мистически, они — «служители нематериальных сфер»; таково значение птичьего пения в сочинениях «Пробуждение птиц» для фортепиано с оркестром (1953); «Экзотические птицы» для фортепиано, ударных и камерного оркестра (1956); «Каталог птиц» для фортепиано (1956-58), «Черный дрозд» для флейты и фортепиано (1951). Ритмически изощренный «птичий» стиль встречается и в других сочинениях.

Библиотека персон: Оливье Мессиан

Вернуться к списку новостей