«Там, где пребывал Сергей Александрович, законов не существовало. Все, что препятствовало выполнению его замыслов, сметалось с дороги и становилось бессильным перед его сокрушительной волей к созданию музыкальных моментов… Все вокруг него казалось возвышенным и значительным, каждый его день превращался в праздник. Общение было для него постоянной, жгучей потребностью. Каждое исполнение - фактом исключительно важным. Он обладал магическим даром преображать даже пустяк в настоятельную необходимость, потому что в вопросах искусства для него пустяков не существовало» / Григорий Пятигорский/.

Скрябин. Серебряного века силуэт Музыкальная Фантазия

Роберт Штерль. Концерт для фортепиано. С.Кусевицкий и А. Скрябин (картинка с сайта music-fantasy.ru)

Гость Йосси Тавора в программе «Утро в мажоре» - Виктор Юзефович. На протяжении двух десятилетий работы заведующим отделом исполнительского искусства ведущего в СССР журнала «Советская музыка» (1972-1991) Юзефович находился в центре музыкальной жизни страны, регулярно общался с крупнейшими отечественными и зарубежными музыкантами. Работа над книгой о Сергее Кусевицком привела Юзефовича в США, куда он приехал в 1991 году как победитель конкурса Международного центра научных исследований имени Вудро Вилсона (Вашингтон). В результате работы над монографией «Кусевицкий», первый том которой («Русские годы») вышел из печати в 2004 году, Юзефович стал инициатором более широкого проекта «Музыка российского зарубежья».

Виктор Юзефович: Есть много выдающихся музыкантов в мире, есть и было много выдающихся музыкантов в России… Но есть музыканты, которые ставят своей целью и жизненной миссией – не показывать своё искусство на концертных подмостках (вернее, не ограничивать этим миссию своей жизни), а пропагандировать культуру, расширять слушательскую сферу культуры, делать то, что делают великие просветители. Именно таким человеком был Кусевицкий. Как удалось ему, родившись в далёкой от центров русской интеллигенции провинции, возвыситься до вершин русской культуры? И не только возвыситься до её вершин, но и стать одним из её строителей – что наиболее важно! Мне кажется, что главным ответом на этот вопрос был характер Кусевицкого: умение ставить перед собой максималистские задачи и умение плодотворно разрешать их.

Совсем юным, он был вовлечён отцом в маленьких клезмерский ансамбль, который разъезжал по северным губерниям, играя на ярмарках и свадьбах. Культуры отца была настолько низка, что он не понимал, что можно быть музыкантом выше этого уровня! Поэтому он категорически препятствовал, чтобы сын стал музыкантом. Тогда Кусевицкий прежде всего ставит себе очень «скромную» задачу: он увлёкся игрой на контрабасе. Задача формулировалась так: играть на контрабасе лучше всех в мире. И задача эта оказывается через очень малое количество лет разрешённой: он действительно научился играть на контрабасе лучше всех в мире!

Бежав из Вышнего Волочка в Москву с тремя рублями в кармане, он поступает в филармоническое училище. Правда, по условиям царской России, он как еврей не мог жить в Москве. И он был вынужден креститься – чем порвал всякие связи с отцом. Но жизнь – это круг. И последнее появление Кусевицкого на концертной эстраде в год его смерти в 1951 году было в главе оркестра Израильской филармонии, который он подготовил к первым гастролям в Америку, и провёл их концерт в Карнеги-холле…

Йосси Тавор: После крещения перед Кусевицким раскрылись двери многих учебных заведений и даже двери Большого театра, где он был контрабасистом долгие-долгие годы.

Виктор Юзефович: Начал он с последнего пульта контрабасовой группы, а через 4 года он стал её концертмейстером, он стал артистом Императорских театров, что было очень почётно в царской России.

Йосси Тавор: В анналах Израильской филармонии концерт в Америке отмечается как одно из достижений тогда молодого Израильского филармонического оркестра… Надо ещё напомнить, что Сергей Кусевицкий был в какой-то мере учителем Бернстайна, и поэтому Бернстайн ходатайствовал перед Израильским филармоническим оркестром, чтобы выкрест Кусевицкий мог стать за дирижёрский пульт, за который не пустили Отто Клемперера…!

Виктор Юзефович: … да, будучи студентом и учеником Артура Никиша, Кусевицкий сделался учителем Леонарда Бернстайна. Это хорошая триада: «Никиш – Кусевицкий – Бернстайн».

Йосси Тавор: И Тэнглвуд потом стал домом Бернстайна, созданный Кусевицким! Тэнглвуд – это огромнейший фестиваль современной музыки, который по сегодняшний день возбуждает умы и вдохновляет очень многих.

Виктор Юзефович: Тэнглвуд – это опять-таки плод характера Кусевицкого! Но это не только фестиваль – фестивалей в мире много. Когда Кусевицкий основывал это «заведение» в Массачусетсе в Тэнглвуде, его цель была не только сделать «американский Зальцбург». Его цель была осуществить то, что ему не удалось осуществить в России: в 1911 – 1913 годах существовал план Дворца музыки, дворца искусств, который не был осуществлён с началом Первой мировой войны. И вот в 1940 году в Тэнглвуде эта цель была реализована.

 Полностью интервью Виктора Юзефовича слушайте в аудиофайле.

 

 

Вернуться к списку новостей