Подведены итоги I Международного и XIV Всероссийского конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Борисовича Бабушкина1, проходившего в Москве этим летом.

13 сентября в рамках Международной выставки Musikmesse / NAMM ProLight + Sound Russia были оглашены результаты конкурса и состоялась торжественная церемония награждения победителей.  Среди участников был и звукорежиссёр радио «Орфей» Сергей Круглов. Он стал одним из победителей конкурса, заняв почетное четвертое место в номинации «Академическая музыка».

Сергей Круглов начал профессионально заниматься звукорежиссурой в 2010 году, когда поступил на кафедру «Музыкальная звукорежиссура» Института современного искусства (ИСИ) к замечательным педагогам и настоящим мастерам своего дела – М. Соболевой, С. Кругликовой, Г. Катуниной, А. Левину, Д. Сухину, В. Шлыкову. В 2012 году Сергей начал работать в Российской академии музыки им. Гнесиных в качестве концертного звукорёжиссера, с 2013 года работает на радио «Орфей» в должности специалиста по звукозаписи.

С Сергеем Кругловым беседовала редактор радио «Орфей» Надежда Лезина.

Сергей, прежде всего, позвольте поздравить Вас с высокой оценкой Вашей работы и пожелать дальнейших творческих успехов! Конкурс с каждым годом становится все более популярным и собирает все больше участников. Насколько напряженной была борьба? Сколько участников было в этом году?

Сергей Круглов: В нынешнем конкурсе участвовали 37 человек: 19 работ было представлено в номинации «академическая музыка» и 18 – в номинации «музыка неакадемических жанров».

Расскажите об условиях конкурса: сколько работ и в каком виде представляли участники?

Сергей Круглов: Это уже четырнадцатый по счету конкурс, и в этом году он стал международным. К участию в конкурсе принимались работы студентов высших и средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности «звукорежиссура». Работы могли быть представлены в одной из двух номинаций: академическая музыка и музыка неакадемических жанров. Оценка работ производилась жюри, в которое входили известные звукорежиссеры, продюсеры, музыканты, многие из которых были учениками Виктора Бабушкина. Можно представить только одну работу – фонограмму продолжительностью не более 5 минут, а если это крупная форма, то в виде фрагмента (части). Работа представляется в электронном виде – аудиофайл и сопроводительные документы выкладываются на файлообменник.

По каким критериям оцениваются работы?

Сергей Круглов: Техническое качество, художественная ценность записи.

Какая Ваша работа участвовала в конкурсе?

Сергей Круглов: На конкурс я представил номер из концерта Юлии Лежневой и оркестра Musica Viva, который проходил в рамках фестиваля «Шедевры Барокко» в Архангельском в июне этого года, а именно арию Роксаны из оперы Генделя «Александр». Должен сказать, что фестиваль был просто потрясающим – как по уровню исполнителей, так и по своей атмосфере, но лично для меня именно концерт Юлии Лежневой стал самым ярким и запоминающимся, что во многом и определило выбор работы для участия в конкурсе.

Когда Вы делали запись этого концерта, Вы уже знали о том, что она станет конкурсной работой?

Сергей Круглов: В то время уже был открыт прием работ, и я начал думать о том, что возьму именно этот концерт.

К работе в обязательном порядке прилагается сопроводительный лист, в котором, в частности, дается описание студийного помещения или концертного зала, где производилась запись. В чем была сложность во время работы над этим проектом на обоих этапах: запись и сведение?

Сергей Круглов: Вообще запись академической музыки во многом отличается от записи музыки неакадемической. Многие вопросы и задачи решаются не на сведении, а именно при записи за счет правильной расстановки микрофонов. Здесь во многом нужно сказать спасибо Татьяне Рагульской, моей старшей коллеге, талантливому звукорежиссёру и музыканту. Над записью всех концертов мы работаем вместе.

Сергей Круглов: В данном конкретном случае организаторы фестиваля просили нас использовать минимальное количество микрофонов, чтобы не мешать публике и не разрушать неповторимую атмосферу дворцового зала. Их пожелания были понятны, но необходимо было искать компромисс. Существуют микрофоны, от использования которых отказаться мы не могли. В первую очередь это то, что называется «главной парой» микрофонов. Именно эти два микрофона, традиционно устанавливаемые за спиной дирижера, определяют все основные параметры звучания фонограммы. За счет подбора расстояния до исполнителей, подъема, разворота и наклона этих микрофонов выстраиваются акустический и музыкальный балансы, тембры, планы, ширина и равномерность заполнения стереокартины.

Поиск точки установки этих микрофонов – одна из сложнейших задач в звукозаписи, требующая много внимания, особенно в тех случаях, когда возможности использования других микрофонов ограничены. Что касается сведения, то на этом этапе нужно найти хороший баланс между всеми звуковыми каналами, проявить тембры и, возможно, скрыть некоторые акустические недостатки помещения, в котором проводилась запись, хотя должен сказать, что в Овальном зале в Архангельском очень хорошая акустика!

Надеюсь, Вы удовлетворены результатом сделанной записи?

Сергей Круглов: Хотя запись получилась, действительно, неплохая, через какое-то время почти всегда возникает желание что-то улучшить и изменить.

Вы работаете на Радио «Орфей» не первый год. Что для Вас самое интересное и притягательное в этой работе?

Сергей Круглов: «Орфей» – место во многом уникальное. Здесь трудятся замечательные специалисты, настоящие профессионалы, талантливые музыканты. Благодаря их труду существует наше любимое радио «Орфей». Я рад, что могу работать среди таких людей, учиться и получать бесценный опыт.

  


Виктор Борисович Бабушкин (1930–1998) – выдающийся российский звукорежиссёр и педагог, которого по праву называют отцом современной отечественной звукозаписи.

В. Бабушкин учился на теоретико-композиторском факультете МГК, позже работал звукорежиссером в ДЗЗ-ГДРЗ, Кремлевском Дворце съездов, на киностудии «Мосфильм», одновременно работая как приглашенный звукорежиссер на студии «Мелодия» и др. студиях. Заслуженный деятель искусств России, профессор, был заведующим кафедрой звукорежиссёрского мастерства РАТИ. 

Вернуться к списку новостей