28 сентября Московская филармония отметит 55-летие органа Концертного зала имени П.И. Чайковского праздничным концертом. Звучанием инструмента, признанного общественностью и критиками одним из лучших в России, можно будет насладиться в исполнении легендарного музыканта – Гарри Гродберга, с чьим именем непосредственно связана история этого органа. В программе вечера – произведения Вивальди, Альбинони, Стенли, Беллини, Мендельсона, Шумана, Лефебуре-Вели, и, конечно, опусы И.С. Баха в исполнении маэстро.

Грандиозный орган «Ригер-Клосс» Концертного зала имени П.И. Чайковского составляет неотъемлемую часть столичных музыкальных достопримечательностей. Он был установлен в 1959 году взамен прежнего инструмента немецкой фирмы «Валькер», привезённого из ленинградского собора Св. Петра и Павла. Неудовлетворительное состояние последнего, а также произнесенная в 1956 году авторитетным органистом Иржи Рейнбергером фраза: «у вас лучшая в мире публика и худшие в мире органы» заставила музыкальную общественность СССР пересмотреть свое отношение к имеющимся инструментам. В итоге появилась новая концепция органного арсенала столицы – в дополнение к «Кавайе-Коллю» романтической эпохи в Большом зале Консерватории были установлены немецкий барочный «Шуке» в Малом зале Консерватории и современный универсальный четырёхмануальный «Ригер-Клосс» в Зале имени Чайковского.

Одним из главных энтузиастов установки органа стал Гарри Гродберг, который на протяжении многих десятилетий является главным его хранителем. Этот инструмент – один из самых больших в Москве: длина его корпуса 11 метров, ширина 6 метров, высота 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из 3 этажей, где расположены 7800 звучащих труб. Размер самых больших труб доходит до 6,5 метров высоты, в периметре 2,6 метра, весом до 220 килограмм каждая. Высота самых маленьких звучащих труб 20 миллиметров, диаметр 6 миллиметров. Пульт управления представляет собой сложный электрический механизм, на котором установлены четыре клавиатуры для рук и одна для ног. Первоначальная диспозиция органа была спроектирована двумя блестящими знатоками этого инструмента – Иржи Рейнбергером и Леонидом Ройзманом. Инициатором его последующих реконструкций в 1970 и 1977 годах стал Гарри Гродберг, он же – автор новой диспозиции органа.

Вернуться к списку новостей