25 сентября в Концертном зале имени Чайковского состоится единственный в Москве концерт французского ансамбля «Матеус» (Matheus-ensemble), признанного одним из лучших аутентичных исполнителей опер эпохи барокко. Интерпретации «Матеус-ансамбля» произведений Вивальди и Генделя считаются образцовыми. Именно этот репертуар, позволяющий сполна оценить «фирменный» стиль «Матеуса», музыканты исполнят в Москве.

«Матеус-ансамбль» был основан французским скрипачом Жаном-Кристофом Спинози (Jean-Christophe Spinosi) в 1991-м году как квартет. Но с течением времени исполнительский состав расширился до камерного оркестра. Главной причиной этого стало формирование основных репертуарных пристрастий коллектива, которые сосредоточились на музыке XVII-XVIII столетий, а в особенности – на сочинениях Антонио Вивальди. Репертуар «Матеуса» охватывает практически все жанры творчества этого композитора – от инструментальных концертов до ораторий, месс и опер. На лейбле Naive музыкантами была произведена запись четырех альбомов, в том числе редко исполняемого шедевра Вивальди – оперы «Неистовый Роланд», диск с записью которой в 2005-м году произвёл фурор и был удостоен престижной премии «Виктуар де ля мюзик» (Victoires de la musique).

Фрагменты этой оперы включены и в программу московского концерта. Но опера, созданная в 1727-м году Вивальди на сюжет поэмы Л. Ариосто – не самое известное претворение этого литературного сюжета. Вообще, «Неистовый Роланд» - один из самых распространённых сюжетов в опере барокко, вдохновивший и Люлли (создавшего «Роланда» почти на 80 лет раньше Вивальди), и Пиччини (его партитура появилась на свет спустя полвека после опуса Вивальди и стала одной из последних барочных опер), и сочинившего спустя шесть лет после Вивальди своего «Роланда» Генделя, чья опера, названная по-латыни  «Orlando», надолго затмила славу всех других прочтений поэмы Ариосто.

Однако, репертуар «Матеус-ансамбля» не ограничивается музыкой барокко. Коллектив, являясь единственным академическим музыкальным ансамблем международного уровня в родном регионе – Бретани, обращается к музыке всех эпох и стилей, от барокко до наших дней. Причём, артисты ансамбля всегда исполняют музыку на инструментах той эпохи, в которую она была создана. Коллектив проводит серию образовательных программ для молодёжи «Опера в провинции», представляющий оперные постановки слушателям Бретани. Репертуар инструментальных программ ансамбля включает произведения Бетховена, Форе, Дворжака, Шостаковича и многих других композиторов. С 2007 года ансамбль ежегодно представляет оперную премьеру в парижском Театре Шатле. Среди этих театральных работ были постановки опер Монтеверди, Россини, Гайдна. Одну из самых знаменитых опер эпохи барокко – «Альцину» Генделя - коллектив исполнял в парижской Национальной опере, а сделавший их известными «Неистовый Роланд» был поставлен на сцене Театра на Елисейских полях, где последние годы музыканты «Матеус-ансамбля» также представили самобытные и вызвавшие немалый резонанс прочтения опер Моцарта «Так поступают все» и «Волшебная флейта».

Оперы Россини занимают важное место в совместных проектах коллектива с Чечилией Бартоли. Певица исполняла заглавные партии в постановках «Матеус-ансамбля» в театрах Парижа, Тулузы, Бретани, а нынешним летом – на Зальцбургском фестивале и в Концертхаусе в Дортмунде. Другие проекты прошедшего сезона также отражают репертуарные пристрастия коллектива: музыканты провели турне по Европе, исполняя «Торжественную мессу» Бетховена, осуществили постановку оперы «Король-пастух» Моцарта в парижском Театре Шатле и обратились к исполнению ещё одной легендарной партитуры Генделя – оперы «Ксеркс». Фрагменты этой оперы, наряду со сценами из «Роланда» («Orlando») Генделя войдут в программу московского выступления «Матеус-ансамбля».

Вернуться к списку новостей