Пятый международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко состоится с 25 июня по 8 июля в Екатеринбурге. Его откроет вступительным словом о выдающейся французской пианистке, жившей в России, Михаил Плетнев. Возможно, он примет участие в традиционном концерте членов жюри.

На сегодняшний день для участия в конкурсе отобрано 39 пианистов из России, Беларуси, Украины, Китая, Австрии, Норвегии.

Жюри возглавит норвежский пианист и педагог чешского происхождения Иржи Глинка (среди его учеников Лейф Ове Андснес). Члены жюри: профессор Краковской академии музыки Эльжбета Стефаньска-Лукач, профессор Академии им. Сибелиуса Юхани Лагерспец, Фредерик д’Ориа-Николя (Франция), педагог Кира Шашкина (ЦМШ при Московской консерватории, среди ее учеников – Михаил Плетнев), пианист Уильям Нолл (США).

В третьем туре примет участие Уральский филармонический оркестр; дирижер конкурса – Евгений Бушков.

Председатель Оргкомитета конкурса, член жюри и его ответственный секретарь Юрий Данилин рассказал корреспонденту «Турне»: «Конкурс становится все сильнее, и если все доедут – он снова будет интересный. Завершающий его концерт лауреатов по традиции пройдет в Зале Корто в Париже. Мне очень жаль, что Новосибирск, город, с которым кровно связана Вера Лотар-Шевченко, совершенно перестал интересоваться конкурсом и не вспоминает свою уникальную солистку.

Что касается лауреатов нашего конкурса, судьба к ним благоволит. Филипп Копачевский стал солистом Московской государственной филармонии и вошел в проект «Звезды XXI века», очень активно концертирует. К самой разнообразной самостоятельной работе – и гастрольной, и педагогической – подключились Наталья Талдыкина, Лев Терсков, Дмитрий Аблогин. Несколько наших лауреатов продолжают учебу в зарубежных музыкальных центрах.

Интересно, что на каждом конкурсе появляются любопытные люди: приносят документы и старые магнитофонные пленки – первые записи Веры Лотар-Шевченко». 

Международный конкурс пианистов памяти Лотар-Шевченко учрежден Президентским центром Б.Н.Ельцина. Проводится раз в два года по двум возрастным категориям: юношеский (до 19 лет) в два тура и основной (старше 19 лет) в три тура.

Впервые он прошел в Новосибирске в декабре 2006 г. под председательством французского пианиста Паскаля Девуайона; лауреатом первой премии в старшей группе стал Филипп Копачевский. Следующие два конкурса состоялись также в Новосибирске. В 2008 г. победителем в старшей группе стал незрячий пианист Олег Аккуратов; в 2010 г. – разделили Михаил Турпанов и Елена Нефедова (оба – Москва). В 2012 г.  конкурс в Екатеринбурге; первую премию получил Дэвид Хуанг (Норвегия). Победители играют в зале Корто в Париже (там выступала сама Вера Лотар и проходили ее занятия с А. Корто).

Вера Лотар родилась в Турине в 1901 г. в семье преподавателей; позже отец вел в Сорбонне курс математики, мать – филологии. На фортепьяно Вера занималась с тех пор, как себя помнила. В 12 лет она играла с оркестром Артуро Тосканини. В Париже училась у Альфреда Корто. Стажировалась в Венской музыкальной академии. В Париже Вера Лотар вышла замуж за сотрудника советского торгпредства Владимира Шевченко и в 1938 г. вместе с ним переехала в СССР. Лишь  стараниями М.В.Юдиной получила работу в Ленинградской филармонии. В 1941 г. был арестован муж Веры, а после того, как, вызванная в НКВД, Вера произнесла в лицо допрашивающим обвинительные слова, ее отправили в сталинские лагеря. 13 лет пианистка провела в Сахалинлаге и Севураллаге. Инструментом ей служила вырезанная на нарах ножом клавиатура. После освобождения работала концертмейстером в Музыкальном театре Нижнего Тагила, затем переехала в Барнаул. В 60-е гг. вышел сенсационный материал о Лотар-Шевченко в «Комсомольской правде». И в середине 70-х гг. века она по приглашению основателя Сибирского отделения АН СССР академика Михаила Лаврентьева переехала в Академгородок под Новосибирском. 16 лет проработала солисткой Новосибирской государственной филармонии, гастролируя в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Одессе, Омске, Свердловске. Огромным успехом  пользовалось исполнение всех сонат Бетховена и его Пятого концерта с оркестром Новосибирской филармонии под управлением Василия Синайского.

У артистки не раз была возможность вернуться во Францию, но она всегда отказывалась: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения».

Чиновники 70-х сомневались: можно ли фирме «Мелодия» записывать лагерницу с 58-й статьей? В результате записей Веры Августовны почти не осталось, только одна  гибкая пластинка в журнале «Кругозор». Вера Августовна Лотар-Шевченко умерла в 1982 г. и похоронена на Южном кладбище Академгородка. На могильной плите – её слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».  Судьба и характер Веры нашли отражение в российском кинематографе.

Работая в Нижнем Тагиле, она подружилась с молодым режиссером Владимиром Мотылем, руководившим местным театром. Снимая фильм «Звезда пленительного счастья», он придал жене декабриста Полине Анненковой-Геббль черты парижанки Веры Лотар-Шевченко. История ее судьбы легла в основу фильма Валерия Ахадова «Руфь». В 2012 г. в Москве вышла книга воспоминаний  о Лотар-Шевченко «Умри или будь», составленная Юрием Данилиным. Диск с музыкой Шопена  (запись ее первого концерта в Свердловской филармонии после заключения) дарится лауреатам конкурса. В настоящее время и другие записи, обнаруженные в Свердловске (как в филармонии, так и у частных лиц), готовятся к выпуску. 

Вернуться к списку новостей