Экспрессионистская драма немецкого композитора по пьесе Гуго фон Гофмансталя стала первым сочинением этого года для маэстро Кристиана Тилемана, который запланировал ряд юбилейных концертов и спектаклей к 150-летию со дня рождения Рихарда Штрауса.

Основная часть мероприятий придется на май-июнь, когда в Дрезденской Земперопер (Semperoper Dresden) достойно отпразднуют знаменательную дату немецкого классика. 11 июня там состоится грандиозный гала-концерт с участием звезд мировой оперной сцены, хора и оркестра Дрезденской Штаатс капеллы под руководством Кристиана Тилемана.

А пока немецкий маэстро обратился к одной из самых колоритных оперных партитур Рихарда Штрауса.

Сам композитор отмечал, что именно в «Электре» он достиг предельных границ гармонии и психологической универсальности. «Электра» – загадочная и, пожалуй, самая мрачная из всех опер Рихарда Штрауса. Никогда ранее музыка не проникала так глубоко в психологию душевных движений, в истории оперного театра не было и героини, способной утвердить себя в испепеляющей мстительной страсти. Сюжет античной трагедии уступил место постижению невротических состояний человеческой души.

Интерес Штрауса к пьесе Гуго фон Гофмансталя стал способом его философских размышлений. В «Электре» для композитора сошлись и его пристрастие к ницшеанским идеям, и увлечение психоаналитическими открытиями Зигмунда Фрейда, и в то же время возможность продолжить эксперименты в области музыкальной формы.

Исступленно-взвинченная Электра (сопрано Эвелин Херлициус) с первых тактов оперы буквально не находит себе покоя. Голос певицы изобилует множеством оттенков.

Необычайно пластична и Клитемнестра (Вальтрауд Майер) с ее матовым контральто. Порадовала роскошным вокалом и яркой актерской игрой лирическое сопрано Анна Шваневилмс в роли младшей сестры Электры – Хризотемиды.

Особого успеха достигли  маститый бас Рене Папе (Орест) и чувственный тенор Франк ван Акен (Эгист). Каждый из этих героев наделен ярким сценическим темпераментом и особенно остро ощущает психологический тонус сложнейшей оперной драмы.

Великолепный оркестр Дрезденской Штаатс капеллы под управлением Кристиана Тилемана преображался каждое мгновение. Немецкий дирижер излучал мощную энергию, очаровывая  и публику, и артистов своим глубоко личностным прочтением оперного полотна Рихарда Штрауса.

Добавлю, что на сцене Берлинской филармонии производилась аудиозапись концертного исполнения «Электры». В скором времени планируется выпуск компакт-дисков еще одной знаковой интерпретации оперы Рихарда Штрауса.

   Виктор Александров, Берлин (Германия)

Фото: http://www.universal-music.de 

Вернуться к списку новостей