Одна из главных музыкальных кульминаций нынешнего сезона -  выступление прославленного Амстердамского Королевского оркестра КонсертгебауЗнаменитый голландский коллектив, занимающий первое место в топ-рейтинге лучших оркестров мира по версии британского журнала «Граммофон», после долгого перерыва приехал в Россию в рамках юбилейного турне, посвященного 125-летию со дня основания коллектива.

В середине ноября прошлого года выступлениями оркестра Консертгебау в Москве и Санкт-Петербурге официально завершился перекрестный год культуры России и Нидерландов.

В течение  десяти лет Амстердамский Королевский оркестр Консертгебау возглавляет один из лидеров мировой дирижерской элиты петербургский маэстро Марис Янсонс.

Встреча с известным российским дирижером состоялась в Санкт-Петербурге после продолжительных гастролей голландских музыкантов.

Беседует корреспондент радио «Орфей» Виктор Александров.



- Марис Арвидович, прошедший 2013 год стал самым интенсивным за всю историю гастролей Амстердамского  Королевского оркестра Консертгебау. Масштабное и продолжительное турне коллектива и с Вами, и с другими дирижерами, связанное со 125-летием оркестра, надолго запомнится в памяти многих людей. Ведь оркестр побывал в тех местах, где раньше никогда еще не гастролировал. Каким Вы восприняли этот юбилейный сезон?

Марис Янсонс: «Действительно, этот сезон оказался для нас очень интенсивным. Первое турне состоялось в ряде стран Европы. Ведущие города музыки: Вена, Париж, Берлин, Лондон. Затем, через какое-то время мы отправились в Америку, где провели три выступления на легендарной сцене Нью-Йоркского Карнеги холла, вслед за которыми последовали гастроли в Южной Америке. Мы посетили Аргентину и Бразилию. Отдельным и ярким событием стал визит оркестра Концертгебау в Африку. В Кейптауне за пультом оркестра стоял мой швейцарский коллега – маэстро Шарль Дютуа. И, наконец, финальный этап гастролей – очень продолжительная поездка осенью. После России оркестр Консертгебау  продолжил свой путь на Восток. Мы выступили в Пекине, Японии, а затем дали девять концертов в Австралии.

Очень много концертов, нелегких поездок, связанных с частой сменой часовых поясов и климатических условий.

Это был непростой марафон, но зато мы много интересных программ сыграли. Кроме того, перед вылетом в Россию  у нас был юбилейный концерт оркестра в Амстердаме на сцене Консертгебау». 

- Марис Арвидович, спустя много десятилетий после гастролей в 1974 году с Бернардом Хайтинком, оркестр Консертгебау снова приехал в нашу страну. Вы выступили с концертами в Москве и Санкт-Петербурге. Какие впечатления остались у Вас и музыкантов оркестра Консертгебау от этих триумфальных гастролей?

Марис Янсонс: «Вы знаете, у нас замечательные эмоции. Коллектив был просто в восторге. Потом ведь надо иметь в виду, что оркестр почти сорок лет не был здесь, поэтому многие музыканты вообще еще не бывали в России. Этот оркестр настолько сфокусирован и занят мыслями о главном: музыке и качестве исполнения, им очень всем хотелось приехать в Россию. Многие артисты наслышаны о российской культуре и традициях.

И я думаю, что увидев Санкт-Петербург с его потрясающей архитектурой и неповторимой атмосферой, Москву с ее невероятно быстрым темпом жизни, многие музыканты оказались в колоссальном восторге и сохранили в своей памяти эти яркие впечатления.

Очень теплый прием публики в историческом зале Петербургской Филармонии, аншлаги в Москве.

В общем, оркестр испытал настоящую эйфорию. Лица музыкантов я видел счастливыми и светящимися. Настроение у многих было приподнятое. Вот с такими чувствами оркестр Консертгебау улетел в Пекин. Я должен заметить, что всегда, когда приезжаю со своими оркестрами в Москву и Петербург, у меня у самого остаются очень приятные и неизгладимые впечатления.

Порадовала организация гастролей как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Сложилась очень теплая и дружественная атмосфера, положительная эмоциональная обстановка».

 - Выбор сочинений в программе российских гастролей говорит сам за себя.  Это и симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя» (произведение, которое посвящено оркестру Консертгебау), и грандиозная Вторая симфония Густава Малера «Воскресение» (знаковое произведение композитора, визитная карточка голландского оркестра)…

Марис Янсонс: «Да, ведь мы во всех тех поездках, о которых я говорил выше, играли произведения, тесно связанные с историей нашего оркестра. Все это имеет, несомненно, глубокую связь самого композитора, личное отношение, или его творческий контакт с оркестром. По такому принципу выстроена вся программа юбилейного сезона. Произведения выбирал я сам.

О звуке оркестра Консертгебау в России сегодня мало имеют представления, все-таки оркестр здесь не играл очень долгое время. Конечно, есть меломаны, интересующиеся творчеством голландского оркестра, немало записей, которые часто звучат по радио. Но в целом, такой высококлассный оркестр лучше один раз услышать живьем, проникнуться его глубоким звучанием, ощутить на себе тот неповторимый спектр богатых оттенков и нюансов при исполнении того, или иного сочинения.

«Жизнь героя» Рихарда Штрауса – один из ярких  и наглядных показателей возможностей для любого коллектива. В каком направлении, и стилистике исполняет этот оркестр произведение такого масштаба. Это относится и к другим симфоническим партитурам Малера и Штрауса».

- Тем более, что «Жизнь героя» Рихарда Штрауса еще и весьма показательна с точки зрения мастерства солистов оркестра (там изумительные соло скрипки, и других оркестровых групп)…

Марис Янсонс: «Безусловно. Ведь, эта поэма потрясающая по красоте музыки и выразительности оркестровых красок, по использованию смены настроений и динамики. Я очень люблю это сочинение и часто играю его с другим своим коллективом  - симфоническим оркестром Баварского радио».

 - 2014 год  юбилейный для Рихарда Штрауса. По всей Германии и в других странах будет широко отмечаться 150-летие со дня рождения композитора. Я знаю, что и Вы не собираетесь пройти мимо этой знаменательной даты. И уже в конце февраля у Вас запланирован концерт из произведений Рихарда Штрауса с симфоническим оркестром Баварского радио. Да и с Консертгебау Вы продолжите исполнять музыку Рихарда Штрауса, правда?

Марис Янсонс: «Да, обязательно. Вообще, это вполне естественный процесс. Ведь произведения Рихарда Штрауса амстердамский оркестр исполняет почти каждый год. Мы стараемся не повторять одни и те же сочинения, охватываем довольно широкий репертуар – музыку не только одного Рихарда Штрауса, но и его современников,  и другие эпохи. Необходимы вынужденные паузы и смены репертуара. Все время нужно искать толк и интерес в программах. От этого зависит формирование вкусов публики, приходящей на наши концерты. Многим хочется слушать широкий репертуар, знакомиться с новыми произведениями».

 - Если говорить о других планах оркестра Консертгебау, то я знаю, что следующей весной Вы обратитесь к симфоническому наследию Антона Брукнера. Прозвучат Четвертая, Седьмая и Девятая симфонии композитора…

Марис Янсонс: «Да, это будет наш следующий проект с Консертгебау. Мы сыграем сначала симфонии Брукнера в Амстердаме,  а затем представим эти же программы в парижском зале Плейель и лондонском Барбикан холле. Обрамлением брукнеровских симфоний послужат великие инструментальные концерты В. А. Моцарта, Л. Бетховена и Й. Гайдна. К нам присоединятся в концертах прославленные музыканты, с которыми мне каждый раз так приятно выступать на одной сцене. Я говорю о польском пианисте Кристиане Циммермане, немецком скрипаче Франке-Петере Циммермане, его же соотечественнике, пианисте Ларсе Фогте,  и, наконец, норвежском виолончелисте Трулсе Мёрке, которого я прекрасно помню по нашим совместным выступлениям с Филармоническим оркестром Осло. Этим оркестром я долгое время руководил. Я очень жду эти концерты».

- Марис Арвидович, не могу не спросить Вас и об антологии записей оркестра Консертгебау. Выпуск дисков происходит поочередно на собственном лейбле RCO Live. Недавно в свет вышла уже седьмая серия архивных концертов (это записи последних лет оркестра, в том числе и с Вами).

Марис Янсонс: «Обязательно будут появляться новые работы оркестра. У нас уже записано довольно большое количество произведений, которые мы еще пока не пустили на продажу. Есть запас, что тоже очень хорошо! Ну а если говорить о будущих программах, то мы посмотрим. Если будет достойное качество (я говорю, прежде всего, об амстердамских концертах, каждый из которых записывается), мы специально проводим время со звукорежиссерами, слушаем и решаем насчет выпуска той, или иной записи. Повторяю, все зависит только от качества и гарантии успеха. Кстати, музыканты Королевского оркестра Консертгебау всегда очень увлеченно принимают участие в этом процессе, а это очень важный момент в музыкальной жизни оркестра. Ведь каждая запись – это документ для будущих поколений».

- Что отличает оркестр Консертгебау от других музыкальных коллективов мира?

Марис Янсонс: «Конcертгебау - знаменитый оркестр и с давних пор имеет очень большой авторитет во всем мире. Все знают, что это оркестр, в котором много уделялось внимания музыке Брукнера и Малера. Уверен, что исполнение произведений этих  двух композиторов оставили определенный отпечаток на звуке самого оркестра. Консертгебау обладает очень красивым, сбалансированным и прозрачным  звуком. Кроме того, оркестр имеет громаднейший репертуар. Что самое главное музыканты очень хорошо понимают стиль разных композиторов. Они могут играть музыку барокко, классику, и даже французскую музыку, которую, кстати, в наши дни все реже и реже оркестры умеют играть по-настоящему. Для этого требуется особая специфика. Оркестр Консертгебау хорошо владеет поздним романтизмом, и даже современной музыкой. Так что, музыканты сразу настраиваются на стиль  того, или иного сочинения. Кроме того, очень интересно проследить в этом коллективе, когда начиналась эта эпоха и движение исполнения  на оригинальных инструментах  классической музыки и барокко. Но, в данном оркестре, конечно, не играли на оригинальных инструментах, но принципы, которые вводили тогда дирижеры, начинались именно с Нидерландов. И очень много голландских дирижеров, которые дирижировали именно с таким подходом интерпретации этой музыки. Музыканты оркестра  восприняли это очень положительно. Они могут это играть и так и так, что тоже я считаю очень ценно».

- А сейчас мне хотелось бы у Вас узнать о следующем оперном проекте. В Амстердаме после постановки «Евгения Онегина» я знаю, что Вы хотите обратиться к «Пиковой даме» П. И. Чайковского. Как скоро это будет осуществлено?

Марис Янсонс: «О, я очень на это надеюсь сам! Во всяком случае, в планах оркестра это действительно есть. После выхода «Евгения Онегина» мы думали, что делать дальше. Мне очень хотелось осуществить постановку «Богемы» Пуччини. Но затем норвежский оперный режиссер Штефан Херхайм сказал мне: «А что если нам дальше продолжить наше творческое путешествие с героями опер Чайковского?» И я ему предложил «Пиковую даму». Мы решили остановиться на этой загадочной опере композитора.  «Пиковую даму» Чайковского Херхайм очень любит. Он вообще неравнодушен к русской музыке. Этот человек с громадной фантазией и невероятным умом.

Так что для меня и оркестра это очень любопытная очередная творческая история. Ведь Королевский оркестр Консертгебау, хотя и не театральный, но каждое его новое участие в опере, всегда интересно и событийно.

Ведь в Амстердамском оперном театре как происходит процесс? Каждую  оперу играют разные оркестры. Большую часть спектаклей проводит Нидерландский филармонический оркестр, а Консертгебау достается лишь один из них, и теперь, в последнее время даже не каждый сезон.

Так что подобные оперные проекты для нашего оркестра очень ценны, равно как и для самого оперного театра Амстердама. Ведь участие первого оркестра страны очень значимо для истории каждого театрального спектакля.

Я очень надеюсь, что мы уже совсем скоро найдем замечательных певцов, и осуществим постановку «Пиковой дамы» П. И. Чайковского.

- Марис Арвидович, ну уж, коли Вы заговорили о голландских оркестрах, то мне хотелось бы узнать Ваше мнение о сложившейся ситуации в Нидерландах, связанной со снижением финансирования музыкальных коллективов страны.

Марис Янсонс: «Ситуация очень тревожная! Все удручены случившимся кризисом, очень расстроены и не знают, что будет дальше».

 - Конечно, Консертгебау и Роттердамскому филармоническому оркестрам это не грозит, и все-таки, как же жить дальше другим коллективам?

Марис Янсонс: «Нет, конечно. Но, я думаю, что особых преувеличений не случится. Однако пострадал уже не один оркестр. И возможно такая же участь постигнет и каждый следующий. Все это очень печально. Хотя, сейчас правительство страны поменялось и есть надежда на положительное разрешение этой проблемы. Но, пока все оркестровые коллективы Нидерландов получили меньше финансовой поддержки от государства. Для некоторых оркестров это вызвало буквально драматичное положение. Оркестр Консертгебау потерял, слава богу,  только пять процентов от бюджета. И как мне говорил наш менеджер для коллектива это не вызовет каких-либо негативных моментов. Ведь оркестр Консертгебау – это лицо Нидерландов, гордость и честь страны! Почти все билеты на концерты оркестра, можно сказать, 98 %  раскуплены. При этом надо учесть, что мы очень много гастролируем.

А вообще, такая тенденция по отношению к музыкальным коллективам страны с великими традициями, очень опасная! Я признаюсь честно, был очень удивлен. Ведь для такой маленькой страны как Нидерланды, имеющей немалое количество оркестров, расстояния между городами очень маленькие. Из Роттердама до Амстердама можно за час доехать на поезде и услышать разные, но очень высококлассные оркестры, главные коллективы Нидерландов. Люди здесь очень любят симфоническую музыку и готовы приехать на каждый новый концерт. И я совершенно не ожидал, что вот так внезапно именно в направлении классической музыки, именно с оркестрами случится подобная вещь. Это обидно! Каждый оркестр борется и выживает в подобных условиях, как может. Но результат очень тревожен.

Я недавно услышал, что в Германии в каких-то местах хотят закрыть детские музыкальные школы. Это все нехорошая тенденция.

Но, я уверен, что немецкие традиции сложно будет разрушить и подобные деяния не состоятся! Культуру надо строить ежедневно! Все время не забывать и детям в школах, и малышам в детских садах прививать навыки и отношение к духовным ценностям своей страны. Дети обязательно должны иметь представление о профессиях. Это не значит, что все непременно должны стать архитекторами, режиссерами и писателями, но соприкоснуться в юном возрасте с музыкой и другими смежными видами искусства, познать, что это вообще такое, чрезвычайно важно! Я твердо убежден, что это должно стать нормой государственной политики в каждой стране,  в том числе и в России».


Беседу вел корреспондент радио «Орфей» Виктор Александров (Санкт-Петербург, декабрь 2013 г.)

Вернуться к списку новостей