В Екатеринбурге продолжаются концерты и культурные мероприятия Второго международного музыкального фестиваля «Евразия». Специальный корреспондент радио «Орфей» Виктор Александров рассказывает подробности последних новостей смотра.

Программа очень насыщенна и разнообразна на события. На днях журналистам и гостям фестиваля была организована туристическая поездка  в Алапаевск – город с многолетней историей в 146 километрах к северо-востоку от Екатеринбурга.

Гордость Алапаевска - Дом-музей П.И.Чайковского, где будущий композитор провел детские годы.  Атмосфера здания очень домашняя - чистота и уют, предметы старинного интерьера, гостиная, детская... В поздний период творчества, создавая «Щелкунчика», композитор сравнивал эпизод «У рождественской елки» с образами далекого алапаевского Рождества.


Сегодня музей в Алапаевске имеет еще и концертно-выставочный зал, где проводятся экскурсии и выступления музыкантов.

Одна из экспозиций мемориальной части музея называется «Воспоминание о Доме». Рассказывает директор музея П.И. Чайковского (Алапаевск) Елена Черемных:

«Здесь в Алапаевске семья Чайковских жила три года, правда сам будущий композитор, тогда еще девятилетний мальчик провел там всего пятнадцать месяцев. Когда ему исполнилось десять лет, его увезли в Петербург. Там Чайковский поступает в училище правоведения и больше в Алапаевск не возвращается. Но, скучая по семье, по всем, кто остался здесь, он пишет очень много писем. Все ему отвечают. Именно эта насыщенная переписка помогла нам воссоздать экспозицию музея. Существует письмо Петра Ильича, в котором он пишет о том, что мечтает посетить Екатеринбург и Алапаевск, на тот момент ему уже более пятидесяти лет, то есть он хотел вернуться в эти места. Я думаю, что у него остались в душе очень хорошие и приятные впечатления об этом крае, и это, конечно, тоже повод для нашей гордости».

Добавлю также, что в Алапаевске есть Концертный зал местного Дворца Культуры (на 500 мест), где в течение десяти лет совместно со Свердловской филармонией проводятся филармонические сезоны – абонементные концерты. Залу уже 115 лет.

Возвращаясь к центральным событиям фестиваля «Евразия», не могу не сдержать своего восхищения от концерта на сцене Свердловской филармонии. Впервые на Урале выступил Симфонический оркестр Лейпцигского радио во главе с его художественным руководителем Кристианом Ярви


Пару лет назад немецкий коллектив уже давал свой первый российский концерт в Калининграде, а теперь посетил и уральский регион.

Старейший оркестр Германии широко известен во всем мире, его записи удостоены многочисленных премий и наград. Оркестр принадлежит центральной немецкой телерадиовещательной компании MDR (Лейпцигское радио), принимает участие в многочисленных образовательных проектах.

С 2013 года на пост главного дирижера заступил Кристиан Ярви, младший сын Неэме Ярви - дирижер с очень ярким темпераментом и неиссякаемой энергией.

Кристиан Ярви необычайно рад своему первому визиту в Екатеринбург.

Кристиан Ярви: «Нам очень нравится этот зал! Мне и оркестру Лейпцигского радио здесь престижно играть! Интересно укреплять традиции и связи, если мы комбинируем новые и старые произведения, тем самым показывая, что особой разницы между ними нет. Это не принципиально, написано ли сочинение вчера, или, скажем, 120 лет тому назад. И здесь у нас определенный подход. Мы не забываем, что Бетховен и Брамс в свое время творили новую музыку! Такая же позиция и в случае со Скрипичным концертом американца Джона Адамса».

Программу уральского выступления немецкие музыканты открыли Академической торжественной увертюрой Иоганнеса Брамса, которую сменил Концерт для скрипки с оркестром современного американского композитора-минималиста Джона Адамса. Произведение было создано в 1993 году по заказу оркестра Миннесоты, Лондонского симфонического оркестра и труппы «New York City Ballet». Спустя два года, Джон Адамс удостоился престижнейшей Премии Гравемайера за это сочинение.

В Екатеринбурге сольную партию исполнил блистательный американский скрипач, лауреат международных конкурсов Чад Хупс.


Чад Хупс: «Я думаю, что концерт Джона Адамса очень органичен, в нем чувствуется яркость цвета, энергия жизни. Знаете, каждый исполнитель привносит что-то свое, придает определенный характер каждой части концерта. И все вместе составляет целое единое произведение. И тогда перед нами появляется прекрасная картина.

Оркестр Лейпцигского радио просто изумителен. С дирижером Кристианом Ярви очень приятно работать, он всегда полон энтузиазма. У маэстро много идей по поводу концерта, и я думаю, что мы продолжим экспериментировать с различными вещами. Я сравниваю концерт Адамса с большим путешествием, и так здорово было дойти до конца, достигнув финала! Для меня это как вознаграждение».

Венцом программы вечера стала Восьмая симфония Людвига Ван Бетховена. В интерпретации Кристиана Ярви и оркестра Лейпцигского радио музыкальный материал симфонии был наполнен солнечным светом и энергией жизни.

Мануальная техника Кристиана Ярви во многом напоминала манеру молодого Леонарда Бернстайна. Словно высеченные искры разлетались из-под пальцев Ярви в оркестр, который четко повиновался и следовал жестам молодого дирижера.

На следующий день оркестр Лейпцигского радио под управлением Кристиана Ярви открывал новый сезон Пермской филармонии вместе с немецким пианистом  Мартином ШтатфельдомА фестивальную программу «Евразии» в свою очередь продолжат уральские премьеры сочинений Бенджамина Бриттена.

Виктор Александров (Екатеринбург), радио «Орфей»

Источник фото - официальный сайт фестиваля http://eurasiafestival.ru/

Вернуться к списку новостей