Имя Невилла Мэрринера известно очень многим, даже тем, кто не особенно интересуется классической музыкой. Именно он отбирал, аранжировал и записывал со своим оркестром музыку для фильма Милоша Формана «Амадей». И это вполне понятно, ведь Моцарт – главный композитор маэстро. Мэрринер считается специалистом по музыке Амадея (с 1982-го года он регулярно выступал на Зальцбургском фестивале). Но не только. Репертуар маэстро включает композиторов эпохи барокко, английскую музыку ХХ века, оперы Моцарта, Россини, произведения Грига, Чайковского.

Сэр Невилл Мэрринер. Фото: Барбара Фромманн

Блестящая карьера сэра Невилла Мэрринера складывалась довольно типично для музыканта. Сначала – учеба в Королевском музыкальном колледже в Лондоне и в Парижской Национальной консерватории, затем работа в качестве скрипача с Лондонским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами, выступления с такими мэтрами, как Тосканини, Фуртвенглер, Караян. Заинтересовавшись дирижированием, он постигал это искусство у Пьера Монтё в США. В 1959 году Мэрринер создал камерный оркестр «Академия Св.Мартина в полях», причем не переставал исполнять с оркестром скрипичные партии и соло вплоть до 1969 года, и лишь осенью 1970-го сменил смычок на дирижерскую палочку. Дирижирование столь увлекло Мэрринера, что он руководил также Лос-Анжелесским камерным оркестром, в 1979 – 1986 годах – оркестром Миннесоты, позже – Симфоническим оркестром Штутгартского радио. Но безусловно, для всех имя Невилла Мэрринера прочно ассоциируется с «Академией св.Мартина в полях».

Радио "Орфей" представляет эксклюзивное интервью с выдающимся дирижёром современности сэром Невиллом Мэрринером. Рецепт творческого долголетия и другие секреты маэстро узнал Роман Берченко. Беседа состоялась в рамках Бетховенского фестиваля-2013 в Бонне.

Роман Берченко: Сэр Мэрринер, возможность побеседовать с Вами – большая честь для нашей радиостанции. Позвольте, прежде всего, поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время для Радио Орфей. И вот мой первый вопрос: Вы работали со многими выдающимися музыкантами ХХ века – среди них сэр Генри Вуд, Артуро Тосканини, Герберт фон Караян, Вильгельм Фуртвенглер, Яша Хейфец и другие. Кто из великих композиторов, исполнителей был Вашим кумиром во времена Вашей юности, есть ли у Вас кумиры сейчас?

Невилл Мэрринер: Поскольку я был скрипачом по призванию, я всегда обращал особое внимание на великих исполнителей в этой области. Когда мне было 5 лет, я впервые услышал Яшу Хейфеца. Его игра, эмоции, которые он высекал из инструмента, просто воспламенили меня. В тот момент я решил, что стану скрипачом. Я играл на скрипке около 30 лет, и в какой-то момент понял, что никогда не смогу затмить Хейфеца. Когда я впервые оказался в Америке, меня спросили: с кем бы Вы хотели встретиться из знаменитых музыкантов? Я ответил: конечно, с Яшей Хейфецем. Он пришел на мою репетицию и на концерт, после которого мы пообщались. Он был очень одинокий человек, и вместе с тем, величайший музыкант. И он остается моим кумиром до сих пор.

Сэр Невилл Мэрринер. Фото: Барбара Фромманн

Ваши интерпретации всегда звучат очень свежо. Как Вам удается открывать новые черты, смыслы и звучание в самых популярных произведениях?

В ходе репетиций я добиваюсь прозрачности и ясности музыкальной ткани, в которой был бы слышен каждый голос. На это уходит много времени и сил, но мы всегда стремимся к прозрачности, особенно с моим оркестром – Академия Святого Мартина-в-Полях. Благодаря таким целям мои музыканты сохраняют увлеченность работой в течение многих лет, поскольку чувствуют творческую ответственность даже за самую маленькую партию. В свою очередь, это позволяет и мне сохранять интерес к работе.

В Вашем возрасте Вы полны энергии. Каков Ваш персональный рецепт вечной молодости и творческой силы?

Прежде всего, следует очень тщательно выбирать родителей (смеётся).

Браво!

Мои отец и мать дожили до очень почтенного возраста, и мне посчастливилось унаследовать эту черту. Также очень важно, чтобы человек был увлечен музыкой. Играете ли Вы на каком-то инструменте, дирижируете, сочиняете – каждый день приносит что-то новое. Всегда что-то необходимо доделать, дорепетировать… Некогда оглядываться назад, нужно двигаться вперед. И это держит тебя в тонусе.

Сочинения русских композиторов нечасты в Вашем репертуаре – среди них, в частности, симфонические произведения Чайковского, которые вы в свое время записали. Насколько важна для Вас русская музыка? Какое место Вы отводите ей в европейской культуре?

В ХХ веке русская музыка занимает едва ли не центральное место. Начало было положено раньше, во второй половине XIX века русской оркестровой композиторской школой, которая воплотила идеалы романтизма языком оркестра. Я сознательно обращаюсь к русской музыке нечасто, поскольку считаю, что русские музыканты исполняют ее намного лучше меня. Я не боюсь конкуренции, – я просто восхищаюсь темпераментом и экспрессией, которыми наполнены их трактовки. Они играют свою музыку просто великолепно, и я с радостью оставляю это поле за ними.

Очень интересное мнение, я никогда не встречал подобной точки зрения. Ваше сотрудничество с Милошем Форманом – часть истории кино и также истории музыки. Разделяете ли Вы его взгляд на Моцарта? Каков Ваш собственный Моцарт?

Прежде всего, когда мы начинали работу, Питер Шеффер, автор пьесы и сценария, сказал: это не документальный рассказ о Моцарте. Это фантазия. Поначалу Форман был немного наивен в музыкальной сфере, не очень хорошо знаком с моцартовской музыкой, но когда мы заканчивали, он был уже одним из ведущих мировых экспертов в этой области. Всю музыку фильма мы записали в студии Эбби Роуд в Лондоне еще до съемок, предварительно отобрав произведения Моцарта с Шеффером. А затем Милош поехал снимать в Прагу, взяв с собой записанные фонограммы и выстроив фильм вокруг них. Это был самый лучший для нас способ работы: нам не пришлось менять стилистику, Академия Святого Мартина сыграла Моцарта так, как мы исполняем его всегда. Для нас участие в этом фильме было огромным удовольствием. А Милош был творчески очень открыт, он постоянно генерировал идеи…

Сэр Невилл Мэрринер. Фото: Барбара Фромманн

Сегодня вечером Вы будете играть музыку Бенджамина Бриттена, чье столетие мир отметит совсем скоро, в конце этого года. Вы интенсивно и много работали с ним. Каково Ваше самое яркое впечатление от него как музыканта и как личности?

Трудно охарактеризовать его в нескольких словах. С ним не всегда было легко. Он был очень ранимым человеком, чувствительным к критике. Его обижали резкие высказывания о его музыке, о нем самом. Он был прекрасным дирижером, одним из самых бережных и внимательных среди тех, кого я знал. Он точно знал, какого результата хочет добиться при исполнении собственной музыки. Мы много работали вместе с постоянным партнером Бриттена, Питером Пирсом, и это был уже другой опыт: если Бен обычно нервничал, то Питер всегда точно знал авторскую волю Бриттена в том или ином сочинении. Я работал вместе с Беном, работал для него, иногда даже против него (смеется). Ему больше всего удавалась музыка в сочетании с текстом. Его инструментальные сочинения не так интересны. А вот музыка, эмоциями выражающая смысл слов – лучшее из того, что им написано.

Если бы Вам позволили сохранить одну-единственную из всех Ваших записей, что бы Вы выбрали?

Я думаю, лучший звук, которого достиг мой оркестр – Академия святого Мартина-в-Полях – это запись первой симфонии Элгара и его пьесы под названием «На юге». Я слышал о том, что эта запись была уничтожена в результате какого-то несчастного случая. Не знаю, каким образом эта запись получилась столь совершенной – возможно, благодаря новым технологиям. Но в нее было вложено столько эмоций! Еще одна запись, которую я бы сохранил – это «Времена года» Вивальди, в которых запечатлены все перипетии его жизни. Однако если бы нужно было выбрать всего одну запись, я бы сказал: оставьте ту, которую я сделал вчера, поскольку у меня еще не было времени думать и волноваться, прекрасна она ли нет.

А если бы Вам пришлось выбирать из всей мировой музыки, на чем бы Вы остановились?

Наверное, на Реквиеме Моцарта. Он всегда вызывает у меня удивительные чувства – не только тогда, когда я сам дирижирую, но и когда я слушаю его в исполнении других музыкантов.

Что бы Вы изменили в своей жизни, будь у Вас шанс?

Трудно… Что бы я изменил? Возможно, мое поведение. Я не знаю… Мне так повезло… Моя семейная жизнь сложилась изумительно… Что бы я изменил?.. Конечно, есть столько вещей, которые я мог бы улучшить… Что бы я изменил?..

Вы можете ответить: «ничего», и это означает, что Вы самый счастливый человек на Земле…

Да, возможно, я и есть самый счастливый человек… Что бы я изменил?.. Я люблю моих детей, они счастливы, успешны, я люблю свою жену… Возможно, я бы поменял мой автомобиль (смеётся)!

Браво! Прекрасно! Если бы Вам позволили отправиться в прошлое или будущее, какой год Вы набрали бы на машине времени?

Я бы был счастлив побывать в 1812–1815 годах. Это была эпоха огромных социальных изменений, революционное время. Англии очень повезло – у всех вокруг происходили революции, а мы извлекали из этого прибыль. Но у нас в то время началась своя революция – индустриальная, которая была направлена на то, чтобы сделать жизнь людей легче, комфортнее, быстрее…

Это было начало романтической эры…

Да, Вы правы: самое начало романтической эры…

О чем Вы жалеете больше всего?

Я жалею о том, что не добился большего в игре на скрипке. Когда Вы играете на инструменте, он разговаривает с Вами, рассказывает о том, кто Вы, что Вы думаете, чувствуете… Я всегда знал, что могу реализовать себя с помощью скрипки, но моя техника не позволяла мне выразить то, что я хотел и ощущал. И об этом я очень жалею.

Если бы музыки не существовало на свете, чем бы Вы занимались?

Я бы писал книги. Мне кажется, я умею рассказывать что-то, какие-то интересные истории...

И заключительный вопрос: Вы счастливый человек?

Думаю, да. Мне так часто везло в жизни, то я был бы просто неблагодарным, если бы не был счастлив.

 

 Беседовал Роман Берченко

Ранее по теме:
 
 

Бонн во власти Бетховена

В немецком городе Бонне с 5 сентября по 5 октября проходит знаменитый Бетховенский фестиваль. Последними новостями из Бонна делится Роман Берченко...

 

 

Бетховенский фестиваль в Бонне – 2013

Осенью в Бонне проходит одно из важнейших событий культурной жизни Германии: традиционный Бетховенский фестиваль, имеющий более чем полуторавековую историю...

 

 

Бетховенский фестиваль без Бетховена

 

Традиционный Beethovenfest-2013, проходящий в Бонне, в этом году в качестве девиза выбрал слоган "Превращения". Этот посыл относится не только к программе...

 

Радиомост "Москва-Бонн": Куда движется Бетховенский фестиваль сегодня?

 Знаменитый Бетховенский фестиваль в Бонне достиг своей кульминационной точки. В прямом эфире "Орфея" состоялся радиомост Москва - Бонн, посвящённый важнейшим вопросам классического искусства.

 

 

 

Вернуться к списку новостей