В  год 200-летия великого итальянского композитора оперные артисты по всему миру ставят его произведения. И геликоновская постановка, безусловно, - одна из самых ярких и значительных среди них. Темы лидера и оппозиции, заговора и предательства, предсказания и убийства – все это наша сегодняшняя политическая реальность. Не случайно, герои вердиевского шедевра у режиссера  Дмитрия Бертмана - в современных офисных костюмах, с ноутбуками и телекамерами, а вместо волшебной отравы – травка от наркодиллера.

Но, пожалуй, самой главной бомбой нынешней премьеры является участие в ней дирижера Симоне Фермани – единственного, как он сам себя представляет,  прямого потомка Верди и его второй жены Джузеппины Стреппони. Правда, некоторые специалисты считают эту версию бездоказательной и больше похожей на легенду. Но столь же запутанные родственные сюжеты есть и в ряде опер самого великого итальянца, особенно в "Трубадуре",  что косвенно подтверждает их автобиографичность. Впрочем,  это не меняет сути – в лице возможного вердиевского пра-пра-правнука мы получили не просто дальнего родственника гения, воспользовавшегося своим семейным положением,  а высочайшего профессионала, превосходно знающего  музыкальное наследие родной страны и умеющего адаптировать его к непривычным условиям иной национальной среды.

Источник фото: http://www.rg.ru

Собственно, постановочная сторона геликоновского "Бала-маскарада" довольно ординарна. Действие происходит в абсолютно нейтральном офисном пространстве при довольно скупых декорациях, за исключением сцены Второго акта, где заброшенное поле с дурман-травой превращается в улицу Красных фонарей, где торгуют стриптизом и наркотой. Хотя и это уже давно – общее место в современной режиссуре. Но Бертман не был бы собой без последнего решающего аккорда – самого заключительного Бала-маскарада, занимающего по времени не более 1/10 всего действа. Но именно здесь разворачивается главная финальная картина спектакля – вся труппа, а это около полусотни человек,  выходит на сцену в масках современных политиков и шоу-звезд – от Берлускони, Саркози, Обамы и Елизаветы Второй до Мадонны, Лоллобриджиды, Депардье и Ксюши Собчак. Эдакий шабаш из "Мастера и Маграриты" наоборот. У Булгакова – убийцы и подонки, а тут  - паблисити и гламур, но тоже приводящие к убийству. Кстати, убиенный герой – блестящая работа Максима Пастера из Большого театра, на фоне которого не затерялись и остальные  геликоновцы. Их премьерные показы продлятся до 13 сентября.

Анатолий Лысенков специально для радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей