23 сентября в Концертном зале имени Чайковского Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского – отдаст дань памяти Александра Даргомыжского. БСО под управлением своего художественного руководителя и главного дирижёра – Владимира Федосеева – представят в концертном исполнении оперу «Русалка».

«Великий учитель музыкальной правды» Александр Сергеевич Даргомыжский – одна из ключевых фигур в становлении русской композиторской школы. Его творчество стало своеобразным мостом между М.И. Глинкой и композиторами «Могучей кучки». Именно Даргомыжский дал начало творческим исканиям М.П. Мусоргского, а затем Д.Д. Шостаковича и его современников. Его психологизм и тяготение к интонациям городских жанров открыли эту малоосвоенную «кучкистами» область музыки для П.И. Чайковского. Пристальное внимание к внутреннему миру героев, к сюжетам об «униженных и оскорбленных» созвучны также веризму, которому ещё только предстояло появиться в Италии конца XIX века.

Даргомыжский стал основоположником реалистического направления в русской музыке, тяготея к драматически-насыщенным сюжетам, к интонациям русских песен и городских романсов, к поэзии А.С. Пушкина. Пушкинское слово привело композитора к поиску новых средств выразительности – и, прежде всего, нового типа мелодии. Он стремился к воспроизведению живых интонаций человеческой речи, и своё творческое кредо сформулировал в афористической фразе: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Даргомыжский создал две оперы на пушкинские сюжеты: первую русскую лирико-психологическую бытовую драму «Русалка» и новаторскую речитативную оперу «Каменный гость», а также кантату «Торжество вакха» и множество романсов, среди которых такие вершины жанра, как «Я вас любил», «Восточный романс», «Что в имени тебе моём», «Ночной зефир». К романсам композитор обращался на протяжении всей жизни, и они стали для него своеобразной «творческой лабораторией», в которой отшлифовывался оперный стиль композитора. В романсах А.С. Даргомыжский реализует свои новаторские искания, существенно расширяя не только все средства музыкального языка, но и сам жанровый диапазон – вплоть до театрализованных сценок и сатирических песен. В операх этого композитора каждая сольная или ансамблевая сцена – это целостная драматическая миниатюра, где в ёмкой лаконичной форме переданы подчас самые сильные эмоции.

Владимир Федосеев давно завоевал репутацию одного из лучших интерпретаторов русской классики. Образцовой признана и его запись оперы «Русалка» Даргомыжского, сделанная на Всесоюзном радио в 1983-м году с оркестром и хором Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Как и тогда, сейчас для своего исполнения в честь 200-летия со дня рождения композитора, Владимир Иванович привлёк первоклассных певцов.

Елена Евсеева (сопрано) выступала на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и Московского театра «Новая опера» под руководством Евгения Колобова. С 1994 года является приглашенной солисткой Государственного академического Большого театра России.

Светлана Шилова (меццо-сопрано) в 1998–2002 была солисткой Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, с 2002 - солистка Большого театра России.

Михаил Казаков (бас) дебютировал на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета (Казань), с 2001 – солист Большого театра. За последнее десятилетие исполнял главные партии в постановках крупнейших оперных театров мира, среди которых Венская государственная опера, Вашингтонская национальная опера, Саксонская государственная опера в Дрездене и Немецкая опера на Рейне.

Уроженец Зальцбурга Петер Зонн (тенор) с начала своей карьеры принимает участие в различных программах Зальцбургского фестиваля. Он сотрудничал с оперными театрами Цюриха, Франкфурта, Берлина и Чикаго, с Гамбургской государственной оперой, Komische Oper Берлина, миланским Ла Скала. Выразительный, отличающийся тембровым богатством, голос позволяет ему исполнять самый разнообразный репертуар не только на оперной сцене, но и в концертах. Он много выступал с Берлинским симфоническим оркестром радио. С БСО под управлением Владимира Федосеева Петер Зонн также выступает не впервые.

Валерий Мурга (баритон) с 2000 года – солист театра Опернхаус в Цюрихе, а Анастасия Бакастова (сопрано) - с 2002 является солисткой Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Концертная версия (как это часто бывает в филармонии) предусматривает минимальную театрализацию. В качестве сценографа выступит известный кинорежиссёр, знаменитый постановщик Мосфильма, создатель художественных и документальных фильмов Владимир Васильев.

«Русалка» знаменита своими хоровыми сценами. В этой опере хор – важный и практически постоянный участник сценического действия. Владимир Федосеев доверил исполнение хорового сопровождения Московскому государственному академическому камерному хору, который давно и много работает с Владимиром Ивановичем. Московский камерный хор славится своим мастерством нюансировки, что особенно важно в исполнении музыки Даргомыжского, полной выразительных деталей.

И хор, и солисты работают с маэстро Федосеевым не впервые, и, надо полагать, взаимопонимание, которое будет царить на сцене, позволит слушателям насладиться сполна красотой и смелостью замысла первой музыкальной драмы в истории отечественной музыки – «Русалки» Даргомыжского.

Вернуться к списку новостей