На юго-востоке Франции в курортном городе Анси стартовал международный летний музыкальный фестиваль «Annecy Classic». 

Художественное руководство фестиваля осуществляют французский музыкант Паскаль Эсканд, а также наш соотечественник – Народный артист России, пианист Денис Мацуев.

История форума в Анси исчисляется несколькими десятилетиями. В прежние времена летние музыкальные сезоны на французском озере Анси устраивала известная французская пианистка Элиана Рипшен.

Анси – город, где очень любят русских артистов. Не стал исключением и нынешний сезон. Наряду с Денисом Мацуевым Россию на фестивале представляют Гидон Кремер, Катя Буниатишвили, Борис Андрианов (виолончель) в ансамбле с гитаристом Дмитрием Илларионовым; Заслуженный коллектив России оркестр Санкт-Петербургской филармонии, а также  юношеский симфонический оркестр «Созвездие Байкала».  

Фестиваль постепенно расширяет жанровые границы: один из вечеров будет посвящен джазу. Также заметной вехой в истории смотра станет возрождение мастер-классов. Роже Мюраро - мэтр французской пианистической школы и его коллега Жорж Плюдермахер поделятся своими секретами исполнительского мастерства.

По традиции запланирован большой гала-концерт «Четыре звезды в ночном рояле Элиан Ришпен», участниками которого станут Сунвок Ким (Корея), Санья Бизжак, Давид Кадуш, Юлиана Авдеева, а также совсем юная пианистка Варя Кутузова, победительница фортепианного конкурса в Астане.

Концерты «Annecy Classic» проходят в церкви Святой Бернадетты, замке-музее Анси, Императорском Дворце и соборе Святого Петра.

Знаменитый российский оркестр Санкт-Петербургской филармонии выполняет резидентскую функцию в программах французского фестиваля. Он играет с разными дирижерами,  в том числе и со своим художественным руководителем Юрием Темиркановым.

На открытии коллектив выступил вместе с французским маэстро Жаном-Клодом КазадезюсомВ первом вечере прозвучали произведения Рихарда Вагнера, Фридерика Шопена и Мориса Равеля.

Сольную партию во Втором фортепианном концерте Фридерика Шопена исполнила грузинская пианистка Катя БуниатишвилиОна настолько трепетно и утонченно подходит к каждому из произведений, что, слушая ее фантастическую игру, порой не осознаешь мужественную силу и импульсивную энергию этой молодой девушки, ярко зарекомендовавшей себя на мировом музыкальном олимпе.

В Анси Катя уже второй раз, здесь ей очень нравится: 

«Обычно музыканты, имеющие карьеру, настолько много и часто играют, что позволяют себе право выбора играть в тех местах, где они хорошо себя чувствуют: например, где красивая природа или приятная программа. Мы также играем с приятными людьми - интересными для нас и полезными музыкантами.

Я рада исполнять Второй концерт Фридерика Шопенас оркестром Санкт-Петербургской филармонии. Впервые я встретилась с этим коллективом в возрасте восемнадцати лет в Санкт-Петербурге. Признаюсь, это был первый в моей жизни важный оркестр, с которым я имела счастье играть Первый концерт Чайковского. 

- Катя, возвращаясь к музыке Фридерика Шопена - в частности его Второй концерт для фортепиано с оркестром, вы играли уже со многими дирижерами, в том числе и с Пааво Ярви. Чем Вам близка музыка польского гения? Вы пианистка романтического склада и Вам особенно удаются фортепианные сочинения композиторов-романтиков: Р. Шумана, Э. Грига, и, конечно же, Ф. Шопена… 

Катя Буниатишвили: «Действительно, мне очень близок период романтизма, хотя я неравнодушна и к музыке XX столетия. Правда, публика меня больше знает именно с романтическими произведениями.

Концерты Шопена представляют для меня очень важное начало. Я считаю эти шедевры симфоническими концертами - это более интимные импровизации с аккомпанементом оркестра. И это очень сложно. Здесь необходимо иметь весьма тонкий слух и предельное внимание к звуку, чтобы услышать все нюансы и следовать естественным образом не только основам ритма, но и находиться в привычном для всех эмоциональном и музыкальном смысле. Поэтому для меня важно, с кем я играю данный материал. Например, с Пааво Ярви и оркестром Де Пари оба концерта Шопена у нас получились как бы на одном дыхании - мы все одинаково и равноправно чувствуем.

С оркестром Петербургской филармонии мы все-таки разные организмы, однако, музыканты старались чувствовать и сопереживать музыкальные впечатления одновременно со мной. Особенно это было заметно в тихих местах на pianissimo, и у меня была какая-то импровизация». 

- А как Вам работалось с Жаном-Клодом Казадезюсом? 

Катя Буниатишвили: «Он такой удивительный человек, я поражаюсь его душевным качествам! С ним можно забыть, что темп жизни очень быстрый. С Жаном-Клодом можно просто тихо посидеть и подумать о музыке. Мы с ним абсолютно разные музыканты, но диалог с ним всегда возможен во время музыки». 

Свои встречи с оркестром Санкт-Петербургской филармонии маэстро Жан-Клод Казадезюс высоко ценит и находит в сотрудничестве с российскими музыкантами новые грани вдохновения. 

Жан-Клод Казадезюс: «Невозможно выразить это словами, но, видимо, есть какой-то внутренний контакт, я чувствую при этом свою сопричастность с музыкантами. Мне удается посредством музыки им что-то передать, и они это хорошо воспринимают. Я думаю, что это неожиданное сочетание российской мощи и французской элегантности - казалось бы, таких противоположных друг другу вещей - дает какие-то совершенно потрясающие результаты».

Отмечу, что в первом вечере оркестр Петербургской филармонии был далеко не в лучшей форме, однако вторая программа, составленная из произведений Людвига Ван Бетховена, открыла слушателям совсем другое лицо оркестра. В Тройном концерте для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена солировали Катя Буниатишвили, Рено Капюссон и Эдгар Моро (хорошо знакомый россиянам по XIV международному конкурсу им. Чайковского). Концерт завершила Седьмая симфония Бетховена с ее ликующим и жизнеутверждающим финалом.

Фестиваль в Анси продолжился выступлением японской пианистки Каны Окада, а вечером 22 августа место за пультом Заслуженного коллектива России оркестра Санкт-Петербургской филармонии займет турецкий дирижер Файсаль Каруи. Арии из опер В.А. Моцарта прозвучат в исполнении французской певицы - сопрано Сандрин Пьё.

Мы продолжаем следить за ходом событий фестиваля.

Виктор Александров, Анси (Франция), специально для радио «Орфей»



Источники фото: Кати Буниатишвили - http://www.khatiabuniatishvili.com, 
Жана-Клода Казадезюса - http://www.lillegrandpalais.com

Вернуться к списку новостей