Музыкальное лето в Эстонии отличается своей неповторимой культурной жизнью. Во многих городах страны устраиваются концерты, выставки и фестивали классической музыки. Необычный по своей тематике и размаху форум «Glasperlenspiel», вдохновленный романом Германом Гессе «Игра в бисер», проходит в эти дни в Тарту.


Старинный эстонский город расположен в окружении берегов реки Эмайыги. В центре Старого города, поражающим неповторимым архитектурным ансамблем Средневековья, находится церковь Святого Иоанна – главная концертная площадка фестиваля «Glasperlenspiel».

Как отметил художественный руководитель смотра эстонский композитор Пеэтер Вяхи, музыка имеет универсальный язык со смежными видами искусства, а экзотика программ лишь усиливает контраст мероприятий.

Пеэтер Вяхи: «Как мы знаем, Герман Гессе в своем романе «Игра в бисер», одноименное название которого стало символом фестиваля, находит общие черты между музыкой с математикой, философией, религией. Также и мы пытаемся найти золотую середину между разными видами искусства. Например, вспомним наши прошлые фестивали, когда исполнялась музыка, сочиненная известным философом Фридрихом Ницше, а также музыкальные произведения, принадлежащие перу Леонардо да Винчи.

В этом году, если обратить внимание на буклет или флаер фестиваля, то мы увидим Моцарта, сидящего в современном автомобиле. Это является определенным символом того, что мы исполняем старинную классическую музыку, но как бы в новом ракурсе». 

- Пеэтер, а какая аудитория присутствует на фестивале «Glasperlenspiel»? И как она воспринимает подобного рода нестандартные программы? 

Пеэтер Вяхи: «Публика в основном эстонская, также люди приезжают из ряда стран мира. Я уже сегодня видел гостей из Германии, США, Новой Зеландии и Австралии. Для нас немаловажную роль играет и проходящий в те же дни в Тарту Ганзейский форум. И хотя у этого проекта под открытым небом нет музыкального направления, но все-таки в Тарту собирается в середине лета очень много туристов. Большинство из них не специально приходят на наш фестиваль, однако люди стремятся попасть на уникальные концерты «Glasperlenspiel».

На фестивале «Игра в бисер» почти каждый концерт украшен премьерой. Слушатели знакомятся с оригинальными традициями исполнения и экзотическими инструментами, такими как: педальный клавесин, стеклянная гармоника, духовой инструмент австралийских аборигенов диджериду, альпийский рожок длиной четыре метра и латиноамериканский бандонеон.

Среди исполнителей, участвующих в программе нынешнего года: Андрес Мустонен и оркестр «Glasperlenspiel Sinfonietta», австралийский ансамбль «Nick Tciavos», гости из Чехии: гамбист Петр Вагнер и барочный ансамбль «Tourbillon»; скрипачи Анна-Лиза и Мари Тампере-Безродные; Эстонский камерный филармонический хор; «Шуман квартет», а также Лиза и Калле Рандалу (Эстония).

Вчера под сводами церкви Святого Иоанна с программой «Привет из Страны Восходящего солнца» дебютировал инструментальный ансамбль из Японии «Nomad» под руководством своего основателя дирижера и гитариста Норио Сато. Прозвучали произведения современных японских композиторов: Йо Кондо, Юнихиро Таку, Кикуко Масумото, Норио Фукуши.

Центральным событием стала мировая премьера композиции «Desiderata» («Пожелание») голландца Риндерта ван Уоденберга для инструментального ансамбля, хора, меццо-сопрано и арфы. Вокальное соло и партию арфы блестяще исполнила Екатерина Левенталь.

На бис японские музыканты преподнесли публике оригинальную аранжировку знойного танца Маламбо из балета «Экстансия» аргентинского композитора Альберто Хинастера.

Фестиваль «Игра в бисер» завершится в Тарту концертом немецкого «Шуман квартета». Кроме того, в программе примут участие эстонские музыканты: Калле и Лиза Рандалу.

Прозвучат сочинения Йозефа Гайдна, Джузеппе Верди, Бенджамина Бриттена и Антонина Дворжака.

Виктор Александров из Тарту (Эстония) специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей