История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.


Новый год мы начинаем циклом статей о художниках советского театра. В этот период истории России творили ярчайшие таланты. Я начну повествование с гениального театрального художника, о котором надо бы издавать книги, выпускать альбомы его работ, делать ретроспективные выставки, причем не только в Москве, где он создал около 140 спектаклей в самых знаменитых  театрах. Для точности назову несколько: Государственный академический Большой театр Союза ССР, Государственный академический Малый театр Союза ССР, Московский Художественный академический театр Союза ССР им. М. Горького (МХАТ), Государственный академический музыкальный театр им. Народных артистов СССР К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Московский академический театр им. Вл. Маяковского, Московский государственный Камерный театр и другие (всего 21театр только в Москве!)[1]. Творческая география художника велика, он работал в российских театрах и в театрах разных городов республик Советского Союза – это и Одесса, и Минск, и Душанбе…  Но увы, ни альбомов, ни выставок по непонятным мне причинам нет, а ведь речь идет о Вадиме Фёдоровиче Рындине (2 (15).1.1902, Москва - 9.4.1974, Москва)  – художнике оформившем более 200 спектаклей, многие из которых видели зрители в Америке и Европе, Японии и Африке -  спектакли, прославившие наш театр.


«Свадьба Фигаро». Эскиз декорации IV действия. Масло.


«Много шума из ничего» У. Шекспира. Эскиз декорации. Гуашь.


«Много шума из ничего». Макет декорации (слева), эскизы костюмов (справа)

«Театр – это волшебство», – говорил народный художник СССР В. Ф. Рындин, а одним из великих волшебников в нем, бесспорно, был он. Эти сказанные им слова, по существу, творческое кредо художника, одаренного и многогранного. Для него особенно характерно своё понимание театра. То, что он называет «волшебство», в его понимании имеет отношение не только к постановкам «волшебным» сказочным, но и к спектаклям о современности, требующим реалистического подхода в решении костюмов и декораций.

Для Рындина творческий труд значил очень многое – это и радость, наслаждение, и неиссякаемая потребность души, без которых он не мыслит полноценной жизни. За почти полувековой период жизни, отданный творчеству, художник создал великое множество декораций и костюмов. В этой части (а также в Части №37) я постаралась в иллюстративном материале как можно полнее представить многогранность его таланта и потрясающее художественное мастерство – он  график и живописец, есть работы стилизованные декоративные, импрессионистические, реалистические. Его знание и чувствование истории искусства позволяет необыкновенно точно посредством костюма передать дух эпохи, в которой разворачивается действие спектакля.

Мы рассмотрим лишь часть характерных для него постановок, созданных в разное время для разных театров. И каждый раз Вадим Федорович находит новые решения, вчитываясь, вдумываясь, вслушиваясь в замыслы писателей, драматургов, композиторов.


«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Эскиз костюмов

У художника есть излюбленные героико-романтические темы и образы, увлеченность которыми началась в 30-е гг. XX в. и которая неизменно оставалась до конца творческого пути. Уже в 1933 году интерес к этому направлению ярко выразился в декорациях и костюмах к «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Спектакль был поставлен в Камерном театре. «Эскизы и макет этих декораций по справедливости относят к произведениям советской классики, а спектакль в целом – к величайшим достижениям советского театра»[2]. Сам художник, вспоминая эту постановку, рассказывал: «Литературный образ драмы Вишневского лаконичен и монументален. Следовательно, мне надо было найти аналогичное декоративное решение. Мы с Таировым[3] выбрали в качестве лейтмотива образ дороги - дороги в будущее; так как в спектакле участвуют народные массы, необходимо было придумать удобную и выразительную площадку. Но самое главное состояло в том, что надо было воссоздать тревожную и суровую атмосферу революционной Балтики. Используя скупые ремарки. Определяющие место действия – воронку от разрыва снаряда, укрытие и окопы». Используя черно-белую цветовую гамму, художнику удается создать тревожную и скупую атмосферу на сцене. Он отказывается от бытовых деталей, рассеивающих внимание, отказался от многоцветной палитры.


«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Макет декорации

А. Михайлова, характеризуя декорации Рындина к «Оптимистической трагедии» писала: «Лаконизм, если он настоящий, это особая степень усиления, концентрации большого в малом, многого в единичном»[4].

Спектакль как целостное художественное произведение создается большим творческим коллективом. Искусство театра – искусство синтетическое. В процессе работы замысел обогащается, индивидуальные усилия каждого, как говорил К.С. Станиславский, объединяются во имя «сверхзадачи».

Рындин работал с разными режиссерами и, как он сам впоследствии вспоминал, чем замысел сложнее, чем творческие задачи труднее, тем с большим увлечением работал: писал эскизы, делал макеты, использовал разные материалы.

Художник сотрудничал со многими режиссерами, но, пожалуй, самый плодотворный творческий тандем был Охлопков – Рындин. С Н.П. Охлопковым совместно были поставлены «Гамлет» Шекспира, «Медея» Еврипида, опера Т. Хренникова «Мать» (по роману Горького). В театре Маяковского они поставили «Молодую гвардию» (по роману А. Фадеева).


«Паганини» С. Рахманинова. Эскиз декорации. Пастель.

В 1953 г. Рындин стал главным художником Большого театра СССР, театра мирового значения. На сцене Большого театра и Кремлевского Дворца Съездов он оформил оперы и балеты русского и западноевропейского репертуара. В первую очередь хочу назвать спектакли значительные и отличающиеся красотой и выразительностью костюмов и декораций: опера «Война и мир» С. С. Прокофьева, опера «Дон Карлос» (музыка Джузеппе Верди), балет «Паганини» (музыка С. Рахманинова), опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (музыка Н. Римского-Корсакова).


«Дон Карлос». Эскизы костюмов. Акварель, тушь.

Прекрасное знание истории искусства, позволяло «привлекать» к себе на помощь великих мастеров прошлого. Так, в великолепной постановке «Дон Карлоса» Рындин взял в «союзники» испанца Эль Греко, введя некоторые образы и персонажи из его трагических картин в отдельные сцены, а мрачный колорит декораций, динамика тревожного освещения подчеркивают трагизм переживаний.


«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Эскизы костюмов русских женщин. Акварель.


«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Эскизы костюмов русских воинов. Акварель.

В прекрасной русской опере «Сказание о граде Китеже» художник показал на сцене образ Древней Руси во всем ее величии и красочном богатстве. На этот раз Рындин обращается к русскому зодчеству и красоте русской природы. Особой красотой и выразительностью отличаются народные костюмы в массовых сценах, одежда и доспехи русских воинов, знамена. Здесь Рындин творил в паре с режиссером-постановщиком И.М. Тумановым.

Н.И. Соколова вспоминает, что когда шел героический эпизод «битвы при Керженце» с вражескими ордами татар, погибает русское воинство, а град Китеж, спасенный волшебной силою, погружается в озеро Светлый Яр, зрители встречали бурей аплодисментов волшебный пейзаж – древний город, проступающий и сияющий сквозь водную гладь. Зрители аплодировали декорациям. Причем аплодисменты художнику звучали в «Граде Китеже» неоднократно.

Многолетняя творческая дружба связывала художника с Борисом Покровским. Совместно они поставили ряд опер («Неизвестный солдат», «Война и мир» и др.).



«Псковитянка». Эскизы костюмов бояр (вверху) и воинов (внизу). Акварель.



«Снегурочка». Эскиз костюмов. Акварель.

***

Очень ценной, на мой взгляд, является книга Вадима Рындина «Художник и театр», выпущенная в 1966 году Всероссийским театральным обществом, на страницах которой Рындин делится своими размышлениями о театре, воспоминаниями о работе над разными спектаклями, своими творческими поисками, суждениями об искусстве.

В следующей части: Рындин о работе над постановками в разных театрах, о специфике своей профессии, о Шекспире, различных художественных приемах и многом другом…



[1] Названия театров в статье такими, какими они были в период творческой деятельности В.Ф. Рындина.

[2] Вадим Федорович Рындин. Вст. ст. Н.И. Соколова. М., 1971. С.6

[3] Александр Таиров – режиссер постановки.

[4] А. Михайлова. Заметки о выставке. Театр, 1967, №8. С.53

Вернуться к списку новостей