История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

Мировая культура богата разнообразными кукольными театрами. Каждый, в свою очередь, отражает самобытную культуру отдельного народа: верования, праздники, эпос, костюмы, традиционные материалы, используемые в ремеслах – краски, дерево, кожа, текстиль и пр., технологии их обработки.

Кукольные театры делятся на несколько типов, главной отличительной чертой в них являются, конечно же, сами куклы. Среди наиболее распространенных можно назвать марионеток, управляемых с помощью нитей, перчаточных кукол, надеваемых на руку актера,  плоских кукол-дергунчиков, теневых кукол, которых показывают на экране, куклы-автоматы, тростевые куклы, театр восковых фигур, а также куклы, надеваемые на актера. Сегодня понятие «играющие куклы» довольно широко. Оно включает в себя просто руки актера в перчатках и без них,  шарики на пальцах, различные предметы, становящиеся метафорой человека, например, такие как ножницы, зонтики и т.п.


Сложными движениями куклы управляют несколько человек

Существует большое количество видов кукольного театра, каждый из которых имеет свойственные только ему особенности. Например, во Вьетнаме есть кукольный театр на воде. На небольших плотах куклы плавают по глади небольшой речки или прямо по рисовому полю, но более распространенным водоемом для представления является пруд. Кукловод передвигает плот посредством шеста, который в длину достигает 20 метров. Куклы поворачиваются друг к другу, приближаются и удаляются от зрителей посредством этого несложного приспособления. В некоторых случаях шесты-рычаги и нити тянутся к куклам под водой. Сами куклы цельные, без подвижных элементов. Чтобы спектакль производил необыкновенное впечатление на зрителей, используют петарды и ракеты, прикрепленные к куклам. В нужный момент кукловод посредством длинной нити, идущей к кукле, взрывает петарду, что вызывает бурю восторга у зрителей. Кукловодов, рассказчика и музыкантов зритель не видит. Они сидят за бамбуковой перегородкой на берегу. От этого возникает иллюзия, что куклы ходят по воде сами и сами запускают ракеты и петарды. Размер кукол – метр, они выполнены из легкого дерева и расписаны яркими красками. Всё вместе – куклы, их отражения пиротехнические эффекты выглядит необычно и празднично.


Вьетнамский кукольный театр на воде

О японском кукольном театре Бунраку я коротко писала в Части №24. Тему эту можно развивать довольно широко, ведь Японию называют страной десяти тысяч кукол. В этой стране кукла – и божество – нинге,  подарок и талисман - дарума, символ Японии (как у нас матрешка) – кокэси, семейная реликвия – кукла хина и, конечно же, «артист» театра.

В куклах театра Бунраку[1] есть особая притягательность. Во время представления, зритель поглощен  игрой этих «совершенных» артистов.  Сложное устройство куклы требует слаженной работы трех кукловодов: один – управляет головой и правой рукой, второй двигает левой рукой, третий кукловод приводит в движение ноги. Куклы пластически совершенны. У них в буквальном смысле голова «идет» кругом и лезут на лоб глаза.  Куклы довольно большого размера 1/2, 1/3 человеческого роста. Кукловоды как бы невидимы, поскольку одеты в черную одежду и лица тоже скрыты. Как правило, одеты бунраку в роскошные богато вышитые шелковые многослойные яркие костюмы – предмет восхищения ценителей и тех, кто впервые увидел представление театра Бунраку.


Театр Бунраку. Япония

В разных странах «живут» такие куклы, которые уже давно стали символом национального кукольного театра. Их легко узнать по неизменным костюмам, раз и навсегда связанным с образом персонажа начиная с самого момента его «рождения». К ним можно отнести нашего русского Петрушку, турецкого Карагёза, чешского Гурвинока, австрийского Папагено и мн. др. Все они запоминаются и узнаются по своим костюмам. Петрушка – это непременно красный колпак и просторная рубаха (у чехов есть аналог нашему проказнику – Кашпарек – персонаж традиционных народных представлений, одетый тоже в костюм и колпак красного цвета), Гурвинок же, равно как и его отец Спейбл, придуманные чешским кукольником Йосефом Скупа, стали кукольными героями нового времени, выразителями национального характера. Гурвинок – лопоухий мальчик с задорным чубчиком на затылке. Одет этот мальчик в короткие штанишки на лямках и в большие деревянные башмаки.


Слева-направо: Гурвинок (Прага. 1926 г.), Кашпарек (Чехия. Ок. 2850 г.), Перчаточная кукла (Голландия. XIX в.), Карагез, персонаж теневого представления (Турция. XIX в.)

Кукольные представления существуют со времен античности. Сохранились документальные подтверждения того, что в Гелиополисе статуя Аполлона могла двигать головой, руками, ногами и даже вращать глазами и отвечать на вопросы жрецов, а если вопрошавший затруднялся, медлил, то статуя от «нетерпения» покрывалась испариной. Последний факт до сих пор остается неразрешимой загадкой для современных мастеров-кукольников. Подобного типа кукол в древности называли автоматами или андрогинами, так как внешность и движения были подобны человеческим. Если андрогин был поставлен в храме, то у присутствующих создавалось поистине театральное фантастическое впечатление. Овидий[2] писал, что на его глазах во время жертвоприношения статуя Сервия Туллия[3] гневным жестом закрыла глаза рукой, чтобы не видеть вошедшей в храм дочери, совершившей преступление.

Средневековая легенда повествует о глиняной кукле, разгуливавшей по улицам Праги. Этого Голлема создал ученый раввин Бен Леви. У куклы во рту была табличка с таинственными письменами и заклинаниями. С их помощью  Бен Леви управлял куклой. Своего рода прототип современных чипов для роботов. Механические куклы были настолько совершенны, что, вероятнее всего Гофман не выдумал подарок Дроссельмеера – механический театр в игрушечном замке, подаренный Мари на Рождество, он видел что-то подобное и перенес свои впечатления в «Щелкунчика».


Кукольный театр «Петрушка»

Популярность кукольного театра не всегда была на высоте – то взлеты, то спады. Например, в Европе к концу XIX века наблюдался спад интереса к играющим  куклам. Затем маленьких артистов вновь достали из старых сундуков, починили, восстановили костюмы - дали им новую жизнь. Такими энтузиастами были люди искусства, которые возродили и поддержали умирающий народный кукольный театр. Тогда на стыке веков в Германии в Мюнхене появился любительский театр художников, во Франции в Париже Морис Санд (сын знаменитой писательницы Жорж Санд) создал любительский театр, а его мать собственноручно шила прекрасные костюмы для кукол. В это же время наладили производство кукольных театриков, поскольку популярность этого вида искусства настолько возросла, что театр вошел в дома, стали ставить домашние спектакли для детей и с их участием. Домашние кукольные спектакли играли не только развлекательную, но и воспитательную роль, творческому воспитанию уделялось большое внимание.


Слева: Выступление итальянского театр марионеток «Карло Колла и Сыновья» / Справа: Национальный театр марионеток

Можно давать самые разные оценки тому, какую роль сыграл кукольный театр в культуре и все они по-своему верны. Великий Анатоль Франс[4] сделал такой вывод: «Я бесконечно ценю марионеток за то, что они заменили живых актеров. Если сказать всю правду, актеры для меня портят комедию…Их талант слишком велик…  Видишь только их».

Образы кукольных персонажей, аналогии – люди-куклы и куклы люди с давних времен присутствовали в древних преданиях, мифах, сказках. Куклы оживают, совершают подвиги или дурные поступки. Они хитры или наоборот простодушны.

Предлагаю читателям небольшой отрывок из древней поэмы «Махабхарата»: «Люди сравниваются с марионетками, так как они, подобно куклам, не имеют собственной воли и управляются нитками, идущими от божества, посылающего радость или горе, удовольствие или страдание». А вот что пишет Ю. Л. Слонимская о том, как воспринимали марионеток более трех веков назад: «Зная ее устройство, все же ощущали в ней скрытую волшебную жизнь, лишь пробуждаемую движением нитей. Недаром называли марионетками дьявольские существа, которые служили чародеям. В одном из процессов, разбираемых во Франции в первом десятилетии семнадцатого века, подсудимых обвиняли в том, что они держат в своем доме марионеток».


Театр марионеток Деммени. Санкт-Петербург

Мир кукол, безусловно, интересен. Отношение к нему в минувшие времена, равно как и сегодня неоднозначное. Начав работу над статьями о театральных куклах, я удивилась, как мало исследований посвящено этой поистине фантастической теме. Надеюсь, ученые и теоретики культуры порадуют нас новыми интересными открытиями в этой области.

Далее читайте о профессиональном кукольном театре, знаменитых русских кукольниках и не только…



Вы можете посмотреть на YouTube:

http://www.youtube.com/watch?v=TMVaklah7UU&feature=fvsr – театр Образцова

http://www.youtube.com/watch?v=ZhMx9uc6Ym0 – «Кармен» (фрагменты спектакля).

http://www.youtube.com/watch?v=GajL-VALj_k

http://www.youtube.com/watch?v=8PHfmljjsZE

http://www.youtube.com/watch?v=tNvWuiQjG80 – театр гигантских марионеток г. Нант.

http://www.youtube.com/watch?v=jvrAEtxfQt4 –театр на воде. Вьетнам

http://www.youtube.com/watch?v=wj1JJoSaGIc&feature=related  - Юный даланг. Теневой театр. Индонезия.

http://www.youtube.com/watch?v=z8YBCkofhto&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=BgT4vAz0ybM&feature=related – Турецкий теневой кукольный театр. Карагёз.

http://www.youtube.com/watch?v=YVN-Df2Hatc - Ваянг кулит.

http://www.youtube.com/watch?v=X577eiJysiw&feature=related – Ваянг даланг

http://www.youtube.com/watch?v=naIzGubKMbg&feature=related - Даланг Килик.

http://www.youtube.com/watch?v=wj1JJoSaGIc&feature=related  - Юный даланг. Теневой театр. Индонезия.

http://www.youtube.com/watch?v=QO2wsiyhr18&feature=fvsr – Кукольный шоу-театр

http://www.youtube.com/watch?v=KV5d37SzOk8

http://www.youtube.com/watch?v=xTkH0FJV4Iw&feature=related – современный театр Петрушки. Уличные артисты.

http://www.youtube.com/watch?v=xTkH0FJV4Iw&feature=related - Puppet Fantasy. Кукольный перформанс.



[1] Бунраку – кукольный театр, назван по имени основателя Уэмура Бунракукэн  (1737 – 1810). Открыт в 1872 г. в г. Осаке. Символ японского традиционного кукольного театра вообще.

[2] Пу́блий Ови́дий Назон (лат.Publius Ovidius Naso; 20 марта 43 года до н.э., Сульмо - 17 или 18 год н. э., Томис) — древнеримский поэт, работавший во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами — «Метаморфозами» и  «Искусством любви»

[3] Сервий Туллий (Servius Tullius) — согласно преданию, шестой царь Древнего Рима , правивший в 578 - 535 г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.

[4] Анато́ль Франс (фр. Anatole France; настоящее имя — Франсуа́ Анато́ль Тибо́, François-Anatole Thibault; 16 апреля 1844, Париж, Франция - 12 октября 1924 Сен-Сир-сюр-Луар, Франция) — писатель и литературный критик.

Вернуться к списку новостей