История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

 

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

Лев Самойлович Розенберг, известный всему миру как Лев Бакст – «удивительный художник-декоратор, огромного вкуса, бесконечного воображения, чрезвычайно утонченный и аристократичный», - так отзывалась о нем Анна Остроумова-Лебедева с которой он очень дружил. Можно с уверенностью говорить, что Бакст революционизировал театральный костюм и декорации.


Лев Бакст. Автопортрет, 1906

Лев Розенберг родился 27 апреля (9 мая по новому стилю) 1866 года в городе Гродно, спустя несколько месяцев после его рождения, семья переехала в Санкт-Петербург, где он прожил почти тридцать лет, в зажиточной буржуазной еврейской семье. Его отец был весьма успешным бизнесменом.

Когда Лев подрос родители стали брать его с собой в театр, где он наслаждался каждой деталью этого упоительного сказочного мира. Театральная жизнь тогдашней столицы была насыщенной и роскошной, что стало благодатной почвой для зарождающегося гения. Талант рисовальщика проявился у Льва рано. Когда он победил на соревновании (конкурсе) по живописи, представив портрет Василия Жуковского. Его необыкновенный талант был замечен скульптором Антакольским. В семнадцать лет  Лев поступает в Академию художеств. В то время Академия была в упадке, обучение шло вяло, яркий и бурный талант молодого дарования не был замечен, сам  студент не проявил заинтересованности ни в одном ведущем предмете (религия, изучение натуры, история). Отучившись четыре года, Бакст покинул заведение.


Фотография Софьи Фёдоровой в балете «Клеопатра» (слева) / Фотография Вацлава Нижинского (справа)

После смерти отца материальное положение семьи заметно ухудшилось, Льву пришлось взять на себя все заботы, ему тогда был 21 год.  Его принял на работу Александр Канаев. Бакст стал зарабатывать скромные средства, рисуя книжные иллюстрации. Канаев познакомил молодого художника с Чеховым и другими писателями, художниками, издателями.

Впервые Бакст представил свои работы на выставке в 1889 году, в качестве псевдонима взял сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).

В начале1890-х годов выставлял свои работы в «Обществе акварелистов», в основном это были пейзажи. В середине 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа, впоследствии был одним из инициаторов «Мира искусства».

Следует отметить, что именно графические работы для журнала «Мир искусства» принесли Льву Самойловичу широкую известность. Новизной в его рисунках был синтез изогнутой линии модерна и пристрастие к плоскостному рисунку и ярким краскам, явно с восточным колоритом.


Тамара Карсавина и Адольф Больм в «Тамаре», обложка «Каммеди иллюстре», июнь 1912 (слева) / Фотография Л. Мясина в «Шутницах», 1917 (справа)

В этот период художник создал большое количество портретов известных писателей и художников. Среди них портреты Ф. Малявина (1899), В. Розанова (1901), Андрея Белого (1905), З. Гиппиус (1906). Художник зорко подмечал характерные жесты, манеру портретируемых двигаться, одеваться, курить – все это переносил на холст.

Тонко развитое чувство цвета Бакста и тщательно прописанные детали в его работах, привлекли внимание Великого князя Владимира. Благодаря рекомендации Бенкендорфа, художника пригласили давать уроки рисования детям Великого князя. Денег в семье не хватало, он все еще должен помогать  овдовевшей матери и малолетним братьям и сестрам. Бакст охотно принял это предложение. Его хорошо приняла императорская семья. Художник получил от царя заказ на большую картину маслом, изображавшую визит русского флота во Францию, в 1893 году Бакст уезжает во Францию. Однако, картина «Париж приветствует Адмирала Авелана» не была завершена до 1900 года, завершил он ее лишь в 1902 году.


Фотография Т. Карсавиной в главной роли в «Жар-птице», 1910 (слева) / Фотография Т. Карсавиной в «Шехерезаде» (справа)

С 1893 по 1899 г. жил и работал в Париже, часто приезжал в Петербург.

В 1898 году Сергей Дягилев устраивает первую выставку русских и финляндских художников, в которой Бакст принимает участие. С1899 года постоянно и активно участвует в различных крупных выставках: «Мир искусства», «Secession» в Мюнхене. До 1910 года — в выставках «Союза русских художников», выставляется в Берлине, Брюсселе, Венеции, Праге, Риме.

Сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон» (в годы первой русской революции). После рисовал для журналов «Золотое руно» и «Аполлон». Много занимался книжной графикой, декоративным искусством, в качестве художника-декоратора, создавал интерьеры, оформлял выставки.


Фотография Т. Карсавиной в роли Мариуччи, «Шутницы», 1917 (слева) / Фотография Флоры Ревалье в роли Зобеиды, «Шехерезада», 1916 (справа)

К концу 1900-х гг. Лев в основном работает в театре, именно с этого времени он вошел в историю как выдающийся мастер театрального искусства. Его дебютом, в качестве театрального художника, принято считать 1902 г. когда  он получил заказ на оформление постановки французского танцевального спектакля «Сердце маркиза», которая была создана Мариусом Петипа. Декорации Бакста пользовались успехом. Он изобразил французскую директорию конца XVIII века. Сам художник жаловался, что его варианты декораций были изменены в процессе создания. К сожалению, балет был показан на сцене всего два раза. Вскоре после «Сердца маркиза» последовал балет Делиба «Сильвия». Декорации для него выполнили Бенуа, Коровин и Лансере, а Бакст и Серов создали костюмы. Увы, подготовку постановки «Сильвия» пришлось резко прервать из-за ссоры Дягилева с Волконским, которая имела неприятные последствия долгое время. 


Эскиз костюма польского офицера в «Борисе Годунове», 1913 (слева) / Евнух, «Шехерезада», 1912 (справа)

Николай и Сергей Легат в 1903 году ставят балет «Фея кукол», для этого балета Лев Бакст создает декорации и костюмы. Мотивом послужила аркада игрушек в Санкт-Петербурге, которая словно магнит притягивала всех детей столицы. Художнику удалось передать взаимодействие волшебного и реального мира, «увеличив сценические элементы и реквизит во втором акте балета так, что танцовщики оживших кукол выглядели крошечными по сравнению с ними»[1]. Балет с его чудесными декорациями и костюмами публика приняла с восторгом. Позднее художник создал театральные костюмы для многих знаменитых артистов, например, для  великой Павловой.

Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». Он автор декораций и костюмов к балетным спектаклям - «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., сказочная роскошь и утонченная изысканность которых поражала зрителей. Восхищали смелые необычные сочетания цветов.

Л. Бакст. Афиша «Поклонение» (слева) / Костюм французской куклы для «Феи кукол» Джозефа Байера, 1903 (справа)

Более десяти лет Бакст жил в Европе. Это было вызвано необходимостью находиться с балетной труппой.

1914 год  - год официального признания таланта художника на родине. Его избирают членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.

Нараставшее напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что в 1918 году художник был вынужден покинуть труппу.

Льва Бакста не стало 27 декабря 1924 года. Он умер в Париже от отека легких.



[1] Инглес Э. Бакст. Искусство театра и танца. М., 2011. С.50

Вернуться к списку новостей