Кинематограф мог бы стать настоящим искусством, если бы остался немым и черно-белым

— Альфред Хичкок

Праздник всех влюбленных в этом году обещает стать действительно незабываемым для тех, кто отправиться 14 февраля в кинотеатры на премьеру фильма Мишеля Хазанавичюса «Артист». Недаром прокатчики подгадали так, чтобы выпустить картину ко Дню Святого Валентина. Изящный и ловкий ход – презентовать одну из самых изысканных и обсуждаемых картин сезона в кукольную феерию Валентинова дня, который со своим обмишуренным колоритом мог бы возглавить рейтинг самых нестильных праздников.

Вот уже которое время «Артист» – бесспорный фаворит таблоидов. О нем так много сказано, что остается только констатировать:

- лауреат Каннского кинофестиваля («Лучшая мужская роль» – Жан Дюжарден) и «Золотого глобуса» («Лучший фильм – комедия или мюзикл» и «Лучшая мужская роль – комедия или мюзикл»);

- «Лучший фильм» по мнению Ассоциации кинокритиков Вашингтона, Общества кинокритиков Бостона, Лас-Вегаса, Сан-Диего, Детройта и Нью-Йорка, Круга кинокритиков Лондона и Гильдии продюсеров США;

- абсолютный триумфатор премии BAFTA: «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Мишель Хазанавичюс), «Лучшая операторская работа», Лучшая мужская роль» (Жан Дюжарден), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая музыка» (Людовик Бурс) и «Лучший дизайн костюмов»;

- наконец, один из главных претендентов на корону нынешнего Оскара: десять номинаций по ключевым категориям, включая «Лучший фильм», «Лучшую режиссерскую работу» и лучшие актерские роли.

На столь впечатляющий олимп «Артист» взобрался на одном лишь неукротимом и умопомрачительном стиле – том самом стиле, который выстраивается на чарующей простоте, бисерных нюансах и самых совершенных пропорциях. Своим фильмом Мишель Хазанавичюс сделал жест, раскрывший в нем подлинного художника, который занимается не фанатичными изысканиями новейшего, а чувствует крен эстетической жажды. И в этом смысле новое, как хорошо забытое старое – это всецело про «Артиста». Мишель Хазанавичюс снял головокружительную черно-белую картину с непревзойденным шиком стилизованную под немое кино. Настолько бесхитростная задумка, что трудно поверить в тот раскатистый резонанс, который она произвела в мировом киносообществе. А с другой стороны… На фоне цифрового кинематографа, истязающего себя безумными спецэффектами и компьютерными технологиями, появление такого фильма, как «Артист», кажется рыцарским поступком, где, как и подобает,  риск и вызов соперничают с неповторимым шармом.

В фокусе картины – эпоха. Голливуд, конец 20-х – начало 30-х годов: закат великого немого кинематографа,  неотвратимое и величественное наступление новой эры звуковых фильмов – предвестника Золотого века «фабрики грез» и грандиозного расцвета всей индустрии. Один из важнейших этапов становления современного кинематографа показан с позиции личных трагедий и кризиса маленьких людей, оказавшихся вне обоймы нового формата развлечений.

Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) – звезда немого кино, любимец публики и баловень судьбы. С приходом в кино сомнительного и презренного звука он теряет все – славу, деньги, профессию, жену, смысл жизни. Для очаровательной статистки Пеппи Миллер (Беренис Бежо) нет невыполнимых задач – страстно мечтающая о карьере в кино, она за все берется с несокрушимым азартом, надо ли ей спеть, сплясать или просто мелькнуть в эпизоде. Именно она – обладательница эффектного голоса и яркой наружности становиться кинодивой новой эпохи. Их судьбы развиваются как будто бы параллельно. Да однажды - по чистой случайности - во время репортерской фотосессии она попадет с ним в один кадр, и их фотография разлетится по первым полосам газет. Да, именно он в порыве приподнятого настроения нарисует ей мушку, которая станет ее фирменной «изюминкой». И когда, как всякий артист в момент острой нужды, он будет распродавать свои личные вещи с аукциона, она и только она скупит их все, но он об этом, конечно же, не узнает. Их история – это любовь, которая не случилась бы никогда, если бы не драматические коллизии внутри кинематографического цеха.

Но как бы ни была прекрасна фабула, фильм Мишеля Хазанавичюса это не предмет для размышлений о превратностях судьбы. Прежде всего это блеск и ликование стилизации, которая здесь ни разу не ударяется в слепое подражание, пошлость или обманчивый аутентизм. Это – ювелирная реконструктивная работа с киностилистикой тридцатых, но в умном и филигранном синтезе с формой сегодняшнего дня. Это касается и чисто технических моментов (взять хотя бы то, что для достижения необходимой зернистости и насыщенности изображения, «Артист» снимался не на черно-белую пленку, а на цветную 500 ASA, а уже отснятый материал обесцвечивался впоследствии), и чисто художественных нюансов. Так, например, дизайн костюмов, из которых можно было бы сделать роскошное дефиле, всецело вдохновлен экранным гламуром голливудских фильмов 30-х годов, но вместе с тем изумительным образом переосмыслен в контексте современных fashion-трендов.

И вот она – безупречная иллюзия немого кино с характерным форматом экрана 1,33 : 1, эффектом ускоренного движения (благодаря нестандартной частоте 22 кадра в секунду), поясняющими репликами в отдельных «окнах» и впечатляющим богатством пантомимы, гротескной мимики, выразительной пластики и жестикуляции.

Но немое кино, хоть его и называли «silent movie», никогда не оставалось беззвучным. И, пожалуй, более музыкального кинематографа, чем тогда, мир еще не встречал. Это была особая культура, связанная с романтическим искусством тапёров и искрометными ритмами набирающего обороты джаза – регтаймов, чарльстонов и фокстротов.

Саундтрек к фильму «Артист» без преувеличения состоялся как самостоятельное музыкальное событие. За музыку к картине французский композитор Людовик Бурсе был удостоен премий Европейской киноакадемии (European Film Awards), «Золотой глобус» и BAFTA, а также ряда наград европейских и американских гильдий кинокритиков.

Запись была осуществлена силами музыкантов Королевского филармонического оркестра Фландрии. Среди них – пятьдесят исполнителей на струнных, четверо на французском рожке, четыре тромбониста, пять перкуссионистов, арфист, десять техников, пять специалистов по оркестровке, три звукоинженера.

Рассказывая о работе над саундтреком, Людовик Бурсе вспоминает: «Нам пришлось прослушать множество музыки, от Макса Штайнера и Франца Ваксмана до Бернарда Херрманна, чтобы впоследствии процитировать некоторые фрагменты в нашем саундтреке. В итоге мы даже вернулись к таким дальним истокам, как композиторы-романтики XIX столетия, поэтому в картине звучит преимущественно симфоническая музыка. Поскольку у меня нет классического музыкального образования, прежде чем я написал свою первую тему для «Артиста», мне потребовалось немало времени, чтобы освоить этот материал».

Восемьдесят минут полнокровного роскошного оркестрового звучания: кипучие свингующие ритмы бурной жизни артистической богемы в духе Коула Портера, Джорджа Гершвина и Джанго Рейнхардта; и лирические, интимные темы внутренних переживаний героев, отсылающие к ранней киномузыке таких мастеров, как Миклош Рожа и Эрих Вольфганг Корнгольд.

Слова в описании музыки Людовика Бурсе к «Артисту» столь же бессмысленны, как бессмысленны они в картине, где есть такая музыка… и в искусстве, где такая музыка была. Музыка, которая способна говорить, плакать, смеяться, страдать, любить… И если бы человеческий голос умел складываться в ноты, то, возможно, не любовь была бы высшей чувственной сутью, а нечто большее, что нам сегодня не дано даже представить!..

С Днем Святого Валентина!!

Мария Юрченко

Вернуться к списку новостей