Обсуждаем новый законопроект «О культуре». Совместный проект «Парламентской газеты» и радиостанции «Орфей».

Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые слушатели, у микрофона Диана Берлин. Постоянные наши слушатели знают, что в этом время выходит программа «Не из той оперы». Но последующие шесть выпусков специально время этого цикла отдано очень важной и на сегодняшний день и на все последующие дни и года, я думаю, теме. Это проекту по культуре, который принимается вот прямо сейчас в настоящее время в государственных органах. И вы будете встречаться с теми людьми, которые  и составляют наше культурное пространство.

 

Сегодня у нас вот такой человек: заместитель председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации, профессор Российской академии театрального искусства Геннадий Александрович Смирнов. Здравствуйте!

В общем, действительно, вы и культура – как Ленин и партия. Тут уже никуда не денешься.

Геннадий Александрович, ну что может быть нового еще сказано о культуре?

Геннадий Смирнов: Вы заставляете меня повторить такую тривиальную фразу, что все новое – это хорошо забытое старое. Я действительно ничем другим в своей жизни особо не занимался уже в сознательном возрасте, как говорится, как культурой. Я работал в театре, я работал и артистом, и на руководящих должностях был, директором театра, затем в министерстве культуры я долго работал. Уже больше одиннадцати лет я работаю в Союзе театральных деятелей вместе с Александром Александровичем Калягиным. Как один из руководителей общероссийской общественной организации я отвечаю, в том числе, и за взаимодействие с органами власти Российской Федерации – законодательными, исполнительными и так далее, и поэтому в курсе законотворческой работы, в том числе.

Мы очень активно и подробно сотрудничаем с комитетом  по культуре Государственной Думы, с комиссией по культуре  Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Приходится контактировать с экономическими ведомствами, которые разрабатывают законы и которые так или иначе затрагивают сферу культуры. Это минэкономики, министерство финансов и минздравсоцразвития, поскольку там разрабатываются законы, связанные  с трудовыми отношениями, которые касаются, в том числе, и сферы культуры.

Надо сказать, что, начиная с начала девяностых годов, законодательство в сфере культуры постепенно цивилизовывалось. Это вообще был период цивилизации российского законодательства, когда был принят, на мой взгляд, очень хороший Гражданский кодекс – первая часть Гражданского кодекса, затем, позднее, вторая часть и третья. И четвертая теперь уже. То есть гражданское законодательство у нас, по сути, очень хорошо корреспондируется с международным правом, но при этом, поскольку Гражданский кодекс, это такая «конституция экономики»,  в развитие этого гражданского законодательства должны приниматься и другие законы, которые конкретизируют правовые отношения в определенных сферах.

Я хочу сказать, что если в целом оценивать правовое поле культуры, то нужно сказать, что оно представляет из себя такое лоскутное одеяло. То есть лоскутные принцип построения права в сфере культуры, он совершенно очевиден, и все об этом говорят. Это первая проблема, которая существует на правовом поле культуры.

Что такое лоскутный принцип? Это значит,  что какие-то сферы урегулированы хорошо и подробно, а какие-то представляют собой такую пустыню – лакуны.

Подразумевается, что принятие подобного закона «О культуре» из этого лоскутика может сделать нечто цельное, да?

Геннадий Смирнов: Вот закон «О культуре» может, безусловно, соединить это правовое поле, но окончательно решить все проблемы, связанные с правовым регулированием сферы культуры в целом, он все равно не решит, хотя это очень важный шаг.

Вперед, конечно.

Геннадий Смирнов: Это важный шаг на пути решения этой проблемы. Значит, в чем лоскутность? Вот, скажем, у нас есть закон «О библиотечном деле». И все что касается библиотек, существа их деятельности, это урегулировано в этом законодательстве. Есть закон «О музеях и музейном фонде». Совсем недавно благодаря усилиям комитета по культуре Государственной Думы и Григория Петровича Ивлиева, который долго возглавлял этот комитет, был принят закон «О музеях-заповедниках». Но при  этом у нас нет, скажем, закона «О творческом работнике и творческих союзах», у нас нет закона об организациях исполнительских искусств, я имею в виду театр, концертные организации и цирк. А там тоже есть своя специфика, которая не может быть урегулирована в общем законодательстве.

И вот вторая проблема в правовом регулировании сферы культуры состоит как раз в том, что нас убеждают – правовое управление президента Российской Федерации, другие организации, которые занимаются разработкой правовых актов, затрагивающих сферу культуры – они нас убеждают в том,  что все  ваши проблемы могут быть урегулированы в общем законодательстве и что никакой специфики у вас нет, и не нужна вам никакая специфика. Вот это заблуждение нам очень дорого обходится.

Я напомню, радиослушатели помнят, были битвы за закон «Об автономных учреждениях», когда минэкономики разработало закон, который изменял организационно-правовой статус всех бюджетных учреждений. Поликлиники, больницы, спортивные организации, детские сады, музыкальные школы… Нельзя одним законом урегулировать правовой статус таких совершенно разных организаций, как поликлиника и театр!

Поликлиника и симфонический оркестр, это вообще немыслимо!

Геннадий Смирнов: Я объясню вам на очень простом примере. Театр заинтересован в том, чтобы у него было как можно больше посетителей, потому что от этого зависит его экономическое благополучие. Потому что театр реализует билеты на свою продукцию. А поликлиника заинтересовано совершенно в обратном: чем меньше у нее будет посетителей, тем больше она сэкономит расходных материалов, шприцов, ваты и марли. И тем лучше будет ее экономическое положение.  Ну как можно  одним законом урегулировать и то, и другое?! Конечно, нет.

Вот в этом проекте это предусмотрено.

Геннадий Смирнов: Нет, нет. Закон «О культуре», который сейчас принимается – это специальный закон, который регулирует только сферу культуры. А когда речь идет о правовом статусе организации как хозяйствующего субъекта, для него вот таким специальным законом является закон «Об автономный учреждениях», или, например, известный закон 83 ФЗ, где речь о правовом статусе бюджетных учреждений, казенных учреждений и автономных учреждений. И поэтому для нас, когда закон «О культуре» даже выйдет, он не отменит положения этих законов, которые регулируют экономическую деятельность.

То есть это следующий этап?

Геннадий Смирнов: Вот тут очень важно, чтобы не входили в противоречие друг с другом  закон «О культуре» и законы, которые принимаются в экономической сфере. А для этого нужно, чтобы в государстве отказались от некоторых концептуальных заблуждений в законотворческой работе.

От кого это зависит?

Геннадий Смирнов: От депутатов и, безусловно, от органов исполнительной власти – министерства экономики, министерства финансов, минздравсоцразвития, правительства Российской Федерации, в конце концов.

А министерства культуры?

Геннадий Смирнов: И министерства культуры, конечно! Но министерство культуры не разрабатывает общее законодательство, которое регулирует бюджетную сферу.

Когда министерство экономики со своими специалистами разрабатывают какой-то закон, который регулирует хозяйственный механизм, организационно-правовой статус бюджетных организаций, они культуру и искусство видят в микроскоп. И то, если в этот микроскоп посмотрят. А если не посмотрят, то они вообще этого не видят! А культура – и мы в этом убеждены и будем это доказывать, будем стоять насмерть, что называется – культура это не сфера услуг.

Сфера услуг, это та сфера, которая может быть урегулирована рынком.  Когда есть спрос и предложение. Культура – это сфера производства общественного блага, которое не принадлежит никому. А принадлежит всем в равной степени. И поэтому рыночные механизмы не могут здесь быть использованы для ее урегулирования, этой сферы.

В мировой практике, в экономической теории есть понятие даже такое – «фиаско рынка».

То есть культурой заработать нельзя.

Геннадий Смирнов: Нет, это другое. Это другое концептуальное заблуждение, которое присутствует при разработке  законов. Скажем, последний закон о правовом статусе бюджетных учреждений, 83-й ФЗ. В пояснительной записке к этому закону было прямо указано, что цель этого закона – сократить расходы на финансирование бюджетных организаций. То есть снизить нагрузку на бюджет. Это неимоверная глупость!  

Если не сказать иначе.

Геннадий Смирнов: Вредительство.

Нет. Нет, я так не сказала. Такое непростительное заблуждение.

Геннадий Смирнов: Именно глупость. И именно непросвещенность даже, я бы сказал. Люди просто не понимают – нельзя экономить. Культура, это та  сфера, где государство не зарабатывает деньги, а тратит.

 

Недавно министр культуры Александр Алексеевич Авдеев, подводя итоги уходящего года, 2011-го как раз говорил, что за  прошедшее время, пока я был министром, нам удалось сохранить объемы финансирования, хотя этого финансирования, безусловно, недостаточно. Мы понимаем, что это было связано и с тем кризисом, который произошел в 2008-м году. Но он хорошо знает Францию. Александр Алексеевич поскольку долго был там послом. И он сказал: в развитых странах Европы во время кризиса финансирование культуры не только не уменьшилось,  а увеличилось! И понятно было почему. Потому что кризис – это то время, когда человек чувствует некоторую неуверенность. Чувствует какое-то раздражение от того, что происходит. Общество и государство должно  каким-то образом сгладить эти тревоги, дать человеку надежду, дать человеку новые силы для жизни, для деятельности.

Безусловно!

Геннадий Смирнов: Нам говорят: кризис, не можем дать больше. При этом военные расходы увеличиваются в полтора раза.

Мне рассказывала Александра Николаевна Пахмутова, что в самый острый период войны – 1942-1943 годы, их, одаренных детей, собрали по всему Советскому Союзу, привезли в Москву. Нашли деньги, определили в центральную  музыкальную школу и дали каждом  рабочую продуктовую карточку. И учили. Это означало, что  есть надежда победить.

Геннадий Смирнов: Конечно.

Выжить. И нужны будут эти талантливые детишки.

Геннадий Смирнов: Конечно. Человек не может жить без ощущения грядущей радости.

Абсолютно точно.

 

Геннадий Смирнов: Вы вот сейчас привели пример с Александрой Николаевной, я вам еще один пример приведу. Мне  рассказывала очень старый – про женщину, может быть, не надо так говорить, но одна действительно очень старый театральный администратор. Она работала во время войны в Донецке. И их эвакуировали из Донецка. И они переехали, по-моему, в Псков. И она говорит, поскольку у нас артисты, каждому дали три сотки земли для того, чтобы садить картошку. Но поскольку артисты не могут копать землю и сажать картошку, дали солдата, который ему вскопал огород, посадил картошку, а потом выкопал ее. И это была государственная политика. Социальный статус актера был очень высок.

Когда я был молодым актером, у меня родился сын. Даже вопросом не было, где я буду жить – у меня была квартира. У меня вопроса не было, где будет работать моя жена. У меня не было проблем, где будет мой сын, в какой детский сад ходить. Сегодня все эти проблемы существуют. Социальный статус актера сильно понижен. Не только актера.

Вообще творческого работника.

Геннадий Смирнов: И писателя, и музыканта. Да, конечно.

Как раз этот проект и направлен на то, чтобы исправить эту жуткую оплошность.

Геннадий Смирнов: То что в этом законопроекте, разработанным Григорием Петровичем Ивлевым со своим комитетом, который сейчас принимается – там все это есть. Безусловно.

Кто-то скажет, что это декларация. Что там нет законодательных норм прямого действия. «Каждому артисту дай три сотки и солдата». Но там действительно этого нет.

Конечно!

Геннадий Смирнов: Но то что там есть правильные слова, это уже хорошо. Потому что, я-то считаю, что слово материально, и если эти слова там есть, то рано или поздно они материализуются. И мы же каждый раз, когда президент выступает с посланием Федеральному Собранию, или премьер-министр встречается с деятелями театра, деятелями культуры, мы  всегда проводим так называемый контент-анализ.  Внимательно читаем и смотрим, сколько раз упоминалось слово культура, сколько раз он говорил о творческих работниках и так далее. 

В последнее время и президент, и премьер-министр очень много встречаются с деятелями культуры и очень много говорят про культуру. И благодаря их поручениям многие вопросы сейчас сдвигаются в лучшую сторону.

Это очень большой плюс. Еще хотелось бы видеть, кого-то оттуда сверху в театральных залах, в Большом зале консерватории, в зале Чайковского.

Сегодня мы обсуждаем проект нового закона «О культуре» с Геннадием Александровичем  Смирновым, заместителем председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации, профессором Российской академии театрального искусства. Таких программ у нас будет шесть. Они выходят в эфир при содействии «Парламентской газеты», известной газеты, которая много и, я бы сказала, очень удачно занималась и занимается и этим вопросом тоже.

 

Геннадий Александрович, вот скажите,  вот я открыла статью четырнадцатую «Право на объединение в культурные сообщества, создание общественных объединений в области культуры». «Граждане вправе создавать национальные культурные центры, национальные общества, землячества и иные подобные культурные сообщества». Раньше этого не было?

 

Геннадий Смирнов: Даже есть закон «О национальной культурной автономии».

Более узаконено?

Геннадий Смирнов: Это просто конкретизируется.

Вот, смотрите – создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки  и студии по изучению.

 

Геннадий Смирнов: Хотите, я вам скажу: вот эта норма, она абсолютно правильная, она должна быть в этом, поскольку многонациональное многоконфессиональное государство, но гораздо лучше, когда люди объединяются не по национальному признаку, а по профессиональному.

Да.

Геннадий Смирнов: Мой один родственник, он долгое время работал в арабских странах, поскольку он арабист. И они в Египте строили большой металлургический комбинат. Это было в конце восьмидесятых – начале  девяностых годов. Они каждую субботу играли в волейбол. Была команда наладчиков, команда слесарей, команда менеджеров.  И люди там работали со всего Советского Союза. Потом в девяносто втором году, когда произошел распад Советского Союза, образовались команды Казахстана, России, Азербайджана, Украины. И я, говорит, заметил, что играть стали хуже.

Ну, конечно!

А скажите, Геннадий Александрович, знаете ли вы, что  существует два проекта закона – Общественная палата и Дума.

Геннадий Смирнов: Я знаком и с тем, и с другим проектом. Знаете как, два юриста – три мнения. Ни первый, ни второй закон концептуально ничем не отличаются. Они отличаются только тем, что юристы называют юридической техникой – рыть  тоннель с двух сторон. Но на самом деле-то мы делаем одно и то же дело! И то что Елена Анатольевна Лукьянова сделала, этот второй документ, и то что делал очень долго и подробно, и основательно Григорий Петрович Ивлиев со своей командой. В принципе, это одно и то же. Просто мы роем тоннель, как я уже сказал, с двух разных сторон. Это когда к английскому парламенту пришли два человека, и говоря: мы будем рыть тоннель под Ла Маншем с двух сторон. А посередине сойдемся.  А заказчик этого тоннеля говорит: а если не сойдетесь? Ну и что же, - отвечают им, - за те же деньги будет у вас два тоннеля! Но нам два тоннеля не нужно!

Нет.

Геннадий Смирнов: Нам нужен один тоннель. И очень важно, чтобы они сошлись посередине. Но я считаю, что закон, подготовленный Григорием Петровичем Ивлиевым и комитетом по культуре Государственной Думы, он вполне подробно проработан и его надо принимать. А дальше уже нужно работать надо совершенствованием отраслевых законов.

Где-нибудь прописано интеллектуальное право творческого работника? Вы понимаете, это же негде зафиксировать!

Геннадий Смирнов: Нет. Потому что есть четвертая часть Гражданского кодекса, которая как раз и регулирует все права, связанные с интеллектуальной собственностью. Это есть.

Вы понимаете, это написано.

Геннадий Смирнов: Да.

Но я прихожу в Российское авторское общество и хочу зафиксировать свое интеллектуальное право на ту или иную идею…

Геннадий Смирнов: Идея не является объектом авторского права.

… программа, проект.  Но всюду же идея является?

Геннадий Смирнов: Нет. Нигде. Нигде в мире идея не является объектом охраны.

А почему? Интеллектуальная идея. Вот ваша придумка.

Геннадий Смирнов: Тот текст, который зафиксирован на бумаге – он охраняется авторским правом.

Нет.

Геннадий Смирнов: Да.

Вы понимаете, в итоге-то не охраняется.

Геннадий Смирнов: Текст охраняется. Обязательно. Текст, зафиксированный в какой-то материальной форме, охраняется. Но идеи, методы…

Методы – ладно. Я уже  об этом не говорю. Предположим, вы придумали, ну  я не знаю, сценарий какого-то фильма.

Геннадий Смирнов: Сценарий – это текст. Пожалуйста!

И вы написали название «Тюльпан». Завтра прихожу я, пишу приблизительно тоже самое. Пишу «Тюльпан плюс». И все. И у вас все уходит.

Геннадий Смирнов: Такого законодательство. Но если вы захотите назвать свое произведение «Как закалялась сталь», но у вас его не зарегистрируют.

Конечно. Но это потому, что  это суперизвестно. Но в принципе, вы понимаете, здесь надо очень…

Геннадий Смирнов: «Война и мир», кстати, думаю, что вполне могут и пропустить.

Я думаю, нет. Но так я ее напишу «Мир и война». И ее пропустят.

Геннадий Смирнов: Вы знаете что, содержание, ведь, тоже не является объектом охраны авторского права. А только форма.

Только форма.

Геннадий Смирнов: Если я захочу написать сегодня историю Евгения Онегина и изображу это гекзаметром, это будет оригинальное произведение.

Да. Это правильно. Но вы не напишите «Евгений Онегин». Вы все равно напишите «История Евгений Онегина». Это уже что-то другое.

Теперь, вы знаете, о чем я еще хотела вас спросить – благотворительная деятельность различных творческих объединений. Она возможна?

Геннадий Смирнов: Конечно! Вы ведете речь о поощрении меценатства и спонсорства?

Да.

Геннадий Смирнов: Значит, давайте так.  Вот все говорят: нужен закон «О меценатстве», пока не будет закона «О меценатстве», мы не сможем привлечь частный бизнес к  финансированию культуры и вообще к благотворительности.

Когда речь идет о поощрении  организаций и людей, которые вкладывают средства в благотворительность, то речь надо вести не о законе «О меценатстве», а о внесении изменений в Налоговый кодекс. Потому что, что бы вы ни написали в законе «О меценатстве»,  в отношении налогов и налоговых послаблений действовать будет  Налоговый кодекс. И поэтому закон «О меценатстве» нужен только для того, чтобы сказать: меценатство – это хорошо. Наше государство пошло по другому пути. Оно говорит: никаких налоговых льгот, никаких налоговых преференций, а если кому-то что-то надо, то это все можно компенсировать из государственного бюджета.

Конечно, гражданские инициативы это каким-то образом ограничивает, безусловно. Лучше, когда благотворительность идет от человека к человеку. У нас, к сожалению, это объясняется тем, что государство не в состоянии администрировать все эти налоговые льготы. И как только эти налоговые льготы появляются, тут же появляется воровство.

Понимаете, у нас был на эфире один совершенно замечательный человек, который первый в мире сделал энциклопедию скрипичной музыки. Вы знаете, вся мировая скрипичная музыка вошла в эту энциклопедию Он ее финансировал. Он может себе это позволить. И он это сделал. Браво! Он один. У меня вопрос – почему раньше не было подобных законов, но были меценаты?

Геннадий Смирнов: Попробую объяснить, поскольку для себя я тоже пытался понять, что  движет меценатами – все  ссылаются на американский опыт. Там есть льготы, известно, что там государственное финансирование культуры совсем незначительно – там менее пятнадцати процентов всех расходов на культуру дается из бюджета. А в основном это благотворительные фонды, волонтеры и так далее. И все считают, что это  благодаря тому, что там есть определенные налоговые льготы. Да. Налоговые льготы являются таким стимулом. Но главным стимулом, все-таки, по исследованиям социологов, ученых, психологов и так далее, является, все-таки, социальная ответственность.

Да.

Геннадий Смирнов: У нас уже есть такие люди, которые ощущают эту социальную ответственность. Есть фонд Прохорова, например. Вы знаете, как много он финансирует различных проектов, не получая за это никаких налоговых льгот.

И именно по культуре.

Геннадий Смирнов: Тем не менее,  ощущение социально ответственности все-таки в наших людях, которые обладают значительными  средствами и могли бы их направить на культурные проекты, на здоровье – так вот социальной ответственности нет. А расслоение общества приведет к конфронтации – оно существует. И чем раньше появится это чувство социальной ответственности, тем надежнее мы этой конфронтации избежим.

Вы знаете, мне нравится одна формула, которая существует в наших северных странах. Норвегия, Швеция, Финляндия – они говорят: чем выше налоги, тем ниже заборы.

Это очень точно.

Геннадий Смирнов: Конечно.

И именно так оно и есть.

Геннадий Смирнов: Потому что чем ниже налоги, тем больше социальная несправедливость и социальное расслоение, тем выше заборы нам надо строить. А там налоги большие, но зато заборов нет.

Да. Для супербогатых людей.

Геннадий Смирнов: Да, ни для кого! Потому что расслоение там, если оно и есть, то оно настолько незначительно!

Я имею в виду, налоги большие.

Геннадий Смирнов: Налоги большие для богатых.

Для действительно богатых людей.

Геннадий Смирнов: Конечно.

Роскошные строятся оперные театры. Просто потрясающе, какой в Стокгольме, какой в Осло – это просто сумасшествие!

Геннадий Смирнов: И не только. Человек, который выходит в Швеции или в Финляндии на пенсию, он  в экономическом плане уж точно ничего не теряет, но и в социальном плане тоже. Потому что он продолжает жить той же жизнью. Он много ездит, у него появляется свободное время. Но у него и достаточно средств для того, чтобы это свободное время использовать в радость. А у нас, к сожалению – Татьяна Ивановна Шмыгова же умерла -  если бы она вышла на пенсию, то она бы получала свои двенадцать тысяч рублей.

Да. Это королева!

Напомним, мы говорим с Геннадием Александровичем Смирновым, заместителем председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации, профессором Российской академии театрального искусства. Мы пытаемся обсуждать проект нового закона по культуре при содействии «Парламентской газеты».

Сейчас я  держу проект закона  от Общественной палаты. Смотрите, прямо глава третья так и называется  - то о чем вы говорили «Организационное, финансовое, экономическое и иное регулирование культурной деятельности». И дальше идут уже подпункты. Прямо вот экономическое обеспечение деятельности в сфере культуры, финансирование организаций культуры, прямо все конкретно!

Геннадий  Смирнов: Но, на самом деле, это все риторика. Это все должно быть записано в бюджетном кодексе. Закон должен сказать о том, что это государственная политика. Но истинным отражением государственной культурной политики является его бюджетная политика.

Конечно. Безусловно.

Геннадий Смирнов: Государство  сколько угодно может говорить о том, что культура для нас важна, без культуры мы ничего не сделаем, мы ничего не перестроим, не модернизируем. Но если оно при этом каждый год уменьшает средства на культуру в федеральном бюджете, а вслед за этим и региональные бюджеты начинают уменьшать – какая это государственная политика? Вот и все!

Не дай бог, в результате каких-то законов - не будет ли сокращения театров, концертных залов – в виду того, что не на что будет жить?

Геннадий Смирнов: Убежден, что так не будет. За последние годы, несмотря на то, что с бюджетом были разные обстоятельства – и  было денег достаточно, и было денег не очень много, и было совсем мало денег – за это время сеть театров не только не сократилась, а она выросла! У нас в 1991-м году было 450 государственных и муниципальных театров, финансируемых из бюджета. Это я не беру частные театры, театры студии  и так далее. Сегодня у нас 601 театр.

Когда возникает где-то ситуация, как она возникла, скажем, в Челябинске с театром «Манекен» - сначала он существовал как частная инициатива, просто театр без государственного финансирования. Затем его стали финансировать, передали им здание кинотеатра под деятельность театра, а потом пришел новый мэр говора, который сказал, что нет денег и предложил прекратить финансирование этого театра. Александр Александрович Калягин тут же вмешался в это дело.  Подключил все, что возможно. Мы провели несколько пресс-конференций по этому поводу. Наши люди специально выехали в Челябинск и встретились с мэром этого города. И после встречи Калягина с мэром города все вопросы были сняты. Он сказал: «мы оставляем театр, я понял, что неправ». Дал денег. И театр мы сохранили. Это очень важно, что мы прецедента не создали – прецедента сокращения сети муниципальных театров. И если где-то возникнет такая мина, мы тут же вышлем саперов.

Я вообще-то и так с огромной симпатией и уважением относилась к Союзу театральных деятелей, потому что там очень профессиональные люди, для которых совершенно небезразлично театр – начиная от Большого, и заканчивая маленьким театром.

 

Вы знаете, в Питере есть театр, который называется «Такой театр». Сколько мне приходится ездить, в различных жюри международных присутствовать – как только возникает театральная тема, разговор о таком театре!

Геннадий Смирнов: Союз театральных деятелей финансирует различные инициативные проекты, с которыми к нам обращаются деятели театра и которые не могут найти поддержку у государства, скажем так. Года четыре назад к нам пришел один молодой парень, артист, и сказал, что у него есть идея создания театра в спичечном коробке. И мы два года его финансировали, потому что он развивал театр  как вид искусства. Он предложил нам что-то совершенно новое, неожиданное. Но то что это существует, и что мы смогли помочь ему помочь это осуществить, я считаю,  что мы сделали очень важное дело.

Еще бы! Конечно! Я про то и говорю. Хорошо, когда во главе Союза театральных деятелей стоят люди, для которых театр – это жизнь. Если вы начинали с артиста, а потом МГИМО – это очень серьезное образование и интеллектуальный уровень.

Геннадий Смирнов: В МГИМО я уже юридическое образование получал.

Вот вам сам Бог велел с вашем юридическим образованием!

Геннадий Смирнов: Вот я поэтому и участвую в этом деле, конечно.

Но на каком сейчас это находится этапе?

Геннадий Смирнов: Это внесено в Государственную Думу. Совет Государственной Думы поставил это в план законотворческой работы, и, я думаю, это в течение весенней сессии уже будет принято. Не вижу к этому никаких препятствий.

Дай Бог! Огромное вам спасибо.

Геннадий Смирнов: Вам огромное спасибо!

Я уверена, что вы и в дальнейшем будете принимать непосредственное участие в обсуждении этого законопроекта. Посмотрим, может  быть, действительно, аналогия с туннелем, который вы приводили, актуальна. Два не нужно – нужен один, но здоровый закон, который нам всем, кто имеет отношение к культуре – а к ней должен иметь отношение вообще любой человек, наверное, на это и направлен этот закон, в общем-то. Это главное.

Геннадий Смирнов: В этом новом законопроекте появляется такое понятие, как «культурная среда».

Вот!

Геннадий Смирнов: Иногда говорят, в каком-то маленьком городе есть театр, где и труппа не очень сильная, и художественного руководителя долгое время нет, и главного режиссера там нет – и что его держать, давайте его закроем, и пусть туда приезжают другие театры и там десять, двадцать, тридцать раз в год играют спектакли. Может быть, это будет лучше? На самом деле это хуже! Пока в городе есть театр, там есть определенная культурная среда. Если этот театр ликвидировать как организацию просто, то, я вас уверяю, культурная среда сильно изменится. Люди по-другому станут говорить. Они  по-другому станут одеваться.

Я когда работал в Красноярске, когда в Красноярск приезжал с гастролей ансамбль танца Сибири, который возглавлял Михаил Годенко, вы знаете…

Конечно, прославленный.

Геннадий Смирнов: … и на улицу выходили девочки в хорошей одежде, высоко поднятый подбородок, длинные шеи и нога от бедра, то местные парикмахеры отмечали, что к ним чаще ходили стричься.

Конечно!

Геннадий Смирнов: Это и есть культурная среда.

Да.

Геннадий Смирнов: Для  этого и существует театр, библиотека, симфонический оркестр, художники с бородами, которые в мастерских сидят и пишут картины.

Огромное вам спасибо.

Геннадий Смирнов: Вам спасибо.

Спасибо большое. Я хочу напомнить вам, дорогие друзья, что эти полчаса мы попытались обсудить проект закона «О культуре» вместе с заместителем председателя  Союза театральных деятелей  Российской Федерации, профессором Российской академии театрального искусства Геннадием Александровичем Смирновым.

В дальнейшем это обсуждение будет продолжено. Обязательно. И к нам будут приходить знаковые люди, которые так или иначе формируют наше культурное пространство.

Спасибо большое. Мы с вами прощаемся ровно на неделю. Напомню, что этот проект выходит в эфир  при содействии «Парламентской газеты». Читайте «Парламентскую газету», и вы узнаете много интересного. В частности, и на эту тему тоже. До свидания.

В рамках совместного проекта «Парламентской газеты» и радиостанции «Орфей» обсуждаем новый законопроект «О культуре».

Вернуться к списку новостей