Суми Йо: «Если ты музыкант, у тебя нет одного постоянного дома…»

 

В конце этого музыкального сезона в рамках абонемента «Звезды мировой оперы» в Концертном Зале им. Чайковского с сольным концертом выступила колоратурное сопрано Суми Йо. На следующий день после концерта специальный корреспондент «Орфея» Екатерина Андреас встретилась с певицей для эксклюзивного интервью. Как удалось выяснить, в конце июля Суми Йо предстанет в статусе приглашенной звезды на музыкальном фестивале «Новая Волна».

На концерте Вы исполняли Арию Кристины из оперы «Северная звезда» Мейербера вместе с двумя флейтами. Какой у Вас любимый инструмент в оркестре, и есть ли такой инструмент, который Вы не можете воспринимать?

- Мне достаточно тяжело воспринимаю струнную музыку, в частности, скрипичную. Инструменты, тесситура которых высоко настроена, задевают мое восприятие. Мне очень нравятся инструменты со звучанием, прямо противоположным моему высокому и светлому голосу, например, контрабас и саксофон. Я даже сама играю на саксофоне-теноре.

В одном из интервью Вы говорили, что, занимаясь оперой, никогда нельзя расслабиться - нужно всегда шлифовать свое мастерство. Если разделить жизнь певицы на этапы, каковы эти этапы, на Ваш взгляд?

– Как профессионал я могу сказать, что путь к совершенству, к вершинам мастерства бесконечен. Для меня - это постоянная борьба между тем, что ты есть сейчас и твоим идеалом. Я думаю, что во мне заложено некое революционное начало – я не типичная академическая певица - я современна, мобильна, моё образование сильно американизировано – я выросла на рок-н-ролле, на джазе и американской поп-музыке. И при этом я очень толерантна, ведь мой отец – буддист, мама – христианка, а я сама – католичка. Несмотря на все эти различия, я отношусь ко всему непохожему с уважением. Благодаря тому, что у нас у всех разные интересы и мы непохожи друг на друга, мир становится богаче. Поэтому я с самого начала своей карьеры в 1986 году стараюсь искать для себя то, что мне было бы интересно. Что касается предстоящих планов, то в сентябре вместе с Чечилией Бартолли я записываю «Норму», а в следующем году я буду петь в современной опере Джона Адамса «Никсон в Китае». Впрочем, я с удовольствием работаю не только с классическим репертуаром, но и в жанре популярной музыки.

Вы как-то говорили, что больше всего мечтаете исполнить партию Виолетты в «Травиате». Теперь, когда Вы ее исполнили, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями?

– Виолетта – это мечта всех сопрано. Но дело в том, что с вокальной точки зрения эта партия очень сложна – в первой части вы должны быть легким сопрано, во второй части – лирическим сопрано, а в третьей – драматическим. Это нужно сделать в течение трех часов оперы, причем дело не только в технической стороне вопроса, но и в психологической, потому что перестраиваться эмоционально весьма трудно. В партии Мими или Лючии ди Ламмермур голос к концу разогревается, поэтому каденции в высокой тесситуре петь достаточно легко. А в «Травиате», наоборот, голос становится глуше – героиня слабеет, пораженная болезнью и, в конце концов, умирает. Я спела Виолетту однажды в маленьком театре в Тулоне, во Франции и сказала – «Баста!». И хотя публике все понравилось, я чувствовала себя очень дискомфортно – возможно это связано со страшной смертью моей героини.

Когда Вы только начинали свою карьеру и учились в Санта Чечилии в Риме, кто из певиц был Вашим образцом для подражания?

– На меня очень повлияло творчество Марии Каллас, а также Джоан Сазерленд. Под влиянием Джоан Сазерленд окончательно сформировался мой репертуар и вокальная техника. В 2013 году я планирую провести мировое турне ее памяти. Мой первый сольный альбом был записан вместе с ее мужем Ричардом Бонингом. Также  мне всегда очень нравилась американская певица Кэтлин Бэттл. У нее было выдающееся лирико-колоратурное сопрано, это была поистине удивительная певица и для меня лично она является воплощением настоящей оперной дивы. Именно эти сопрано в высшей степени сформировали мои представления о том, какой должна быть оперная певица.

Сегодня достаточно популярна практика мастер-классов, как Вы относитесь к этому направлению и насколько Вам близка педагогика?

– Мне кажется, я бы могла стать хорошим педагогом, потому что я люблю помогать людям. Кроме того, на таких встречах, даже коротких, я всегда сама чему-то учусь. Но своих учеников у меня нет из-за нехватки времени, ведь мой концертный график уже расписан до 2014 года. Пока в своей жизни я дала только четыре мастер-класса: в университете Индианы, Японии, Китае и Бразилии. Возможно, если я когда-нибудь устану от насыщенной концертной деятельности, я возьму себе несколько учеников, но только - хороших учеников. Я бы попробовала сделать из них звезд. У меня нет детей, поэтому мои ученики могут стать как будто моими детьми. Я бы очень хотела гордиться своими учениками и увидеть их на сцене лучших театров.

Какими качествами – помимо голоса и техники – необходимо обладать оперному певцу для того, чтобы профессионально состояться?

- Если ты пытаешься сам создавать себе проблемы, лучше вовремя остановиться и просто петь в душе, потому что опера - это трудный жанр, требующий от певца правильного режима, крепких нервов и большого терпения. Я благодарю Бога за те возможности, которые он передо мной открыл. Все это время я тренирую свое сознание, чтобы оставаться собой и быть при этом среди людей. Не секрет, что у меня азиатская внешность, и в начале карьеры для европейского зрителя это было очень непривычно. Мне приходилось сражаться с директорами театров, которые не хотели приглашать меня в постановки из-за азиатской внешности… И хотя все эти вещи происходили со мной, я отношусь к этому как к части жизни, в которой иногда надо уметь отстаивать свои права. Если Бог закрывает перед тобой дверь, я  надеюсь, что он может открыть какую-нибудь другую. В этой профессии у тебя не может быть другой философии: ты должен сохранять позитивный настрой, ты должен в себя верить. Перед тем как выходить на сцену, я всегда говорю себе: «Ты самый лучший исполнитель в мире». Остается только выходить и соответствовать этому. Если ты будешь бояться или сомневаться в том, сможешь ли ты это спеть, то у тебя ничего не получится. Нужно всегда быть сильным, но это понимание не приходит сразу. Для того, чтобы эта философия стала частью тебя, должно пройти время.

Вы живете в Риме. Расскажите, пожалуйста, что Вас окружает в домашней жизни?

- Впервые я приехала в Рим в 1983 году. Если у меня есть возможность отдохнуть, я всегда стремлюсь в свой красивый дом с тремя большими собаками и садом. В среднем, я бываю дома шестьдесят дней в году. Я выбрала Рим, потому что в этом городе каждый уголок, куда бы Вы ни пошли, дышит историей. Находясь в Риме, становишься частью его истории. В то же время, мне всегда нравится  открывать новое, поэтому не так давно я хотела переехать. Однако я не могу это сделать из-за близкого человека, моей дорогой хозяйки в доме. Она уже очень долгое время рядом со мной, и я точно знаю, что ей будет некомфортно жить в другом городе, потому что она говорит только по-итальянски. Поэтому я решила остаться в Риме. Вообще если ты музыкант, ты всегда много путешествуешь, и у тебя нет одного постоянного дома: куда бы я ни приезжала, этот город  становится моим домом. Например, я бы с удовольствием могла жить в Москве, - мне нравится русский язык. Я хотела бы видеть больше и мне нравится учиться, поэтому я хотела бы жить где-то еще. И даже если я не могу себе это позволить, я очень рада, что когда я куда-либо приезжаю, у меня возникает такое желание.

Вернуться к списку новостей