В эти дни в Санкт-Петербурге продолжаются концерты и спектакли XIX Международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей». Одним из самых ярких звеньев смотра стали гастроли выдающегося австрийского пианиста Рудольфа Бухбиндера. Для музыкальных гурманов артист подготовил цикл из семи вечеров, в программе которых полное собрание тридцати двух сонат Людвига ван Бетховена. Случай небывалый в истории фестиваля, тем более, когда такой эстет как Рудольф Бухбиндер готов на протяжении нескольких встреч общаться с публикой посредством столь великой музыки…

Накануне очередного выступления в Концертном зале Мариинского театра Рудольф Бухбиндер любезно согласился дать специальное интервью для слушателей радио «Орфей». Представляем вашему вниманию запись этой беседы.

Виктор Александров: Господин Бухбиндер, когда Вы только начали заниматься музыкой, кто были Ваши любимые композиторы? И какое влияние на Вас оказала музыкальная Вена тех лет?

Рудольф Бухбиндер: Вот, что нас отличает от других европейских городов – здесь музыку вдыхаешь прямо с воздухом. Я неустанно подчеркиваю, что публика всегда и везде одинаковая, и все одинаково хорошо разбираются в музыке, если, конечно, разбираются, неважно в Токио, в Вене или в Санкт-Петербурге. Потому что людей на концерт ведет любовь к определенной музыке. Но по сравнению с Петербургом Вена очень маленький город – один концерт продается четыре раза – в этом вся разница.

Чей концерт Вы посетили впервые в своей жизни?

В пору моей юности у нас было два зала – Концертхаус (Wiener Konzerthaus) и Зал Венского музыкального общества (Musikverein Wien). В одном из них играл Святослав Рихтер, а в другом параллельно с ним Вильгельм Кемпф. И мы в антрактах перебегали из одного зала в другой.

Господин Бухбиндер, а как менялось Ваше восприятие и трактовка сочинений венских классиков?

Когда человек еще юный, у него достаточно узкий угол зрения, ему не хватает терпимости и гибкости, он идет вперед, не видя ничего по сторонам. Чем больше узнаешь о жизни и мире, чем больше переживаешь, тем более свободным ты становишься. Я всегда повторяю, что знание делает человека свободным. Я не могу чувствовать себя свободным, если я ничего не знаю.

(Об изданиях музыки Чайковского):

Я сегодня очень рад, ибо нахожусь в предвкушении получить в свои руки 28-ое издание сонат Бетховена Александра Гольденвейзера, которое я заказал в Петербурге, и мне его любезно предоставил Мариинский театр. И теперь я с нетерпением жду встречи с этим изданием. Но мое любимое издание – это издание Ференца Листа. Для Листа Бетховен имел очень большое значение. Почему я люблю именно это издание? Во многих редакциях нередко авторские ремарки выдаются за оригинальный текст. Но на самом деле это не так, там очень много несоответствий. По большому счету, это, наверное, самый большой обман всех времен и народов. А в редакциях Листа стоит только то, что писал сам Бетховен. Мы же знаем, что Ференц Лист был не самым последним пианистом в мире, поэтому мы можем ему доверять.

А насколько, по Вашему мнению, влияет возраст исполнителя на его интерпретацию?

И я снова хочу повторить, что с возрастом я становлюсь свободнее. С моей точки зрения, Бетховен был самым романтическим композитором. «Expressivo» для него не значит темп – это что-то другое. Здесь в целой фразе можно увидеть эмоцию. Через знания, которые я теперь имею, у меня в голове срабатывает автоматический тормоз, чтобы, играя, не расходиться слишком быстро.

Господин Бухбиндер, а как Вы подходите к процессу музицирования до концерта?

Единственный и непреклонный для меня закон – после обеда в день концерта я всегда иду спать. Ни интервью, ни репетиций, ни прогулок – просто спать.

Вы чувствуете себя органично в современном мире, а как Вы думаете, Бетховен, будучи композитором нашего времени, как бы он себя чувствовал в нем?

Я думаю, что но бы чувствовал себя отлично. Даже на своем несовершенном инструменте он написал такие фантастические произведения. Если бы в его распоряжении были те шикарные инструменты, которые мы имеем сегодня, что бы он создал – я даже боюсь себе представить!

Беседовал Виктор Александров

 

Полностью эксклюзивное интервью Рудольфа Бухбиндера с вариациями на рояле слушайте в прикрепленном аудиофайле

Вернуться к списку новостей