В Санкт-Петербурге проходят прослушивания скрипачей XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Все внимание приковано к оценкам почетного жюри. Среди его членов – канадский скрипач Барри Шифман. Он известен, первую очередь, как камерный исполнитель. В 1989 г. вошел в число основателей струнного квартета Св. Лоуренса, ставшего одним из ведущих ансамблей нового времени. Помимо концертной деятельности и записи музыки, Шиффман преподает скрипку и альт, ведет классы камерного музицирования, возглавляет отдел музыкальных программ Образовательного центра Банфа в Канаде, куда также входит организация и проведение Международного конкурса струнных квартетов.

О своем участии в жюри конкурса Чайковского, о том, что он ищет в новых талантах, а также о своих русских корнях Барри Шифман рассказал в интервью Веронике Романенко.

Б. Шифман: Мы хотим, чтобы участники овладели тем залом, где они сейчас выступают. Участникам очень часто необходимо выступать в больших аудиториях со зрителями до двух – трех тысяч человек. И при таких выступлениях с большими оркестрами участники, в первую очередь, должны завладеть залом, аудиторией и вниманием аудитории. Большинство из того, что они исполняют – Чайковский, Бах – это музыка, очень хорошо знакомая всем нам. И мы не хотим, чтобы они исполняли ее так, как мы ее знаем. Таким образом мы можем прослушать все CD в исполнении этих участников. Вся музыка, которую мы слышим, должна звучать по-новому. И мы должны влюбиться в каждого из исполнителей.

Какова для Вас значимость самого инструмента?

Существует такая проблема для жюри, которая вынуждает предварительно прослушивать конкурсантов. И мы, слушая CD для предварительных туров, мы понимаем, что этот инструмент очень дорогой с очень хорошим звуком. А этот инструмент имеет более слабый звук. Но мы все равно прекрасно осознаем, что самое главное, это то, что сам исполнитель делает для своего собственного успеха. Если вы слушаете знаменитого исполнителя, играющего на плохой скрипке или скрипке Страдивари, или скрипке любого другого значительного мастера, - вы все равно слышите один и тот же по качеству звук. Потому что качество звука идет изнутри, идет от самого исполнителя, от его видения игры.

Вы играли в квартете, а видите ли Вы на сцене сразу же музыканта, который подходит больше не для сольного исполнения, а для исполнения в камерном ансамбле? Есть ли у Вас такие ощущения при смотре участников?

Да, они в любом случае вынуждены играть камерную музыку, например Сонату Бетховена. Я хочу сказать о своем педагоге, который является выпускником этой консерватории. Я видел его, играющим в Концертгебау, сидящим в оркестре и являющимся концертмейстером скрипок, слышал его, играющим соло, исполняющим какие-то сонаты. Поэтому самое главное, что мы читаем и каких исполнителей мы ищем. Это исполнители, способные прекрасно выступать в любом жанре, исполнять любую музыку, будь то камерная, сольная. Нам нужен замечательный музыкант, способный исполнять музыку любых жанров.

Барри, а что для Вас открывает конкурс Чайковского?

С одной стороны, это очень эмоциональный опыт, связанный с тем, что мне говорили в Санкт-Петербурге мои педагоги, моя семья, сто лет тому назад эмигрировали из России. Мой педагог является выпускником этой консерватории. С музыкальной точки зрения, это, естественно, возможность познакомиться с новыми конкурсантами, услышать их исполнения. И еще раз хочу сказать о потрясающем звуке зала Глазунова и хочу этим насладиться.

Вернуться к списку новостей