В Российском центре науки и культуры в Брюсселе (Бельгия) проходит выставка «Запечатленный звук: памятники музыкальной культуры России» из фондов ГЦММК им. М.И. Глинки. Выставка знакомит с историей русского церковно-певческого искусства, его истоками и претворением в творчестве выдающихся русских композиторов и хоровых дирижеров. Истоками являются рукописные и печатные церковно-певческие книги XVIII – XIX веков, написанные оригинальной древнерусской крюковой (или знаменной) нотацией.

В качестве художественных образцов классической русской духовной музыки на выставке представлены музыкальные рукописи из коллекции Музея имени Глинки – «Всенощная» С.В. Рахманинова, его раннее сочинение – духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу», «Херувимская» П.И. Чайковского, «Страстная седмица» А.Т. Гречанинова. Особую ценность представляет принадлежавшая П.И. Чайковскому Библия с собственноручными пометками композитора.

Литографии с видами Москвы и Петербурга позапрошлого века предваряют экспозицию документов двух центров церковно-певческого искусства в России – Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге и Синодального училища в Москве: в их числе программы концертов Синодального хора в России и за рубежом, фотографии директоров и преподавателей обоих учреждений А.Львова, Д.С. Бортнянского, А.К. Лядова,  Н.Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, А.Д. Кастальского, С.В.Смоленского, певчих Синодального хора в стилизованных русских костюмах.

Живописный ряд выставки продолжают нотные печатные издания  и программы концертов конца XIX – начала XX веков, оформленные в старинном русском стиле. Можно увидеть клавиры русских опер «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Млада», «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, изданные известным меценатом - лесопромышленником Митрофаном Беляевым.

Вернуться к списку новостей