Сегодня 18 мая  весь музыкальный мир вспоминает Густава Малера,  человека, гуманиста, создателя больших симфоний. Ровно 100 лет назад композитор скончался в Вене в возрасте 51 года.

В симфониях  и песнях, излюбленных жанрах творчества композитора, запечатлелся весь внутренний мир Густава Малера с его противоречиями и надеждами. Пожалуй, сам автор наиболее ясно высказывается о содержании своей музыки: «… Симфонии исчерпывают содержание всей моей жизни; я вложил в них всё, что испытал и выстрадал, это «поэзия и правда, выраженные в звуках».

Два года плодотворного творчества Густав Малер провел в Лейпциге. В возрасте 26 лет с июля 1886 года композитор  занимал должность второго капельмейстера Городского театра Лейпцига. Именно там Малер впервые в своей жизни продирижировал оперой «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Затем последовали многочисленные концерты и спектакли. Атмосфера  города Баха и Мендельсона не могла не повлиять и на композиторскую деятельность Малера. Лейпциг предопределил дар Малера-симфониста, композитора захватил настоящий творческий порыв. Под впечатлением от природы здешних мест Густав Малер сочинил свою Первую симфонию. У композитора в Лейпциге было много коллег и друзей, один из которых главный дирижер оркестра Гевандхауза Артур Никиш.

Постер фестиваля музыки Густава Малера в Лейпциге / http://www.mahler-2011.de /

Символичным является проведение в Лейпциге в год столетия со дня смерти  Густава Малера фестиваля его симфоний. В эти дни на исторической сцене концертного зала Гевандхауза свое искусство продемонстрируют лучшие оркестры мира и дирижеры, которые по праву считаются сегодня признанными интерпретаторами симфоний Густава Малера. Помимо коллективов Лейпцигского Гевандхауза на фестивале выступят оркестры Нью-Йоркской  и Венской филармонии, Лондонский симфонический оркестр, Амстердамский Концертгебау, Цюрихский Тонхалле оркестр, симфонический оркестр Баварского радио и Малеровский камерный оркестр. Услышать все десять симфоний Густава Малера в исполнении таких высококлассных оркестров – настоящий подарок для всех ценителей классической музыки.

В фестивальной программе форума доклады музыковедов, презентации книг, круглые столы, а так же ретроспектива документальных фильмов, посвященных жизни Густава Малера. В одном из фойе Гевандхауза, носящем имя Мендельсона, любой желающий сможет ознакомиться с экспозицией фотовыставки музыкальной медиатеки Густава Малера в Париже. Часть репродукций  отражает лейпцигский период жизни композитора. Мое внимание привлек  один из  экспонатов, на котором можно внимательно изучить маршрут обширных гастролей Малера-дирижера в 1902-07 годах. Среди городов, где маэстро побывал с концертами: Амстердам, Париж, Берн, Рим, Прага, Будапешт, Вена, Гамбург, Берлин, Варшава, Хельсинки и, наконец, Санкт-Петербург (выступление с оркестром  Мариинского театра).

Главный дирижер Лейпцигского Гевандхауза Риккардо Шайи / http://www.gewandhaus.de /

Инициатором проведения немецкого музыкального форума стал художественный руководитель фестиваля, главный дирижер Лейпцигского Гевандхауза Риккардо Шайи.

Риккардо Шайи: «Этот фестиваль выражает моё почтение Густаву Малеру. Здесь в Лейпциге молодой Малер (в 26 лет!) дирижировал 188 оперных спектаклей. Это невероятно сегодня себе представить, его колоссальной работе и самоотдаче может позавидовать любой артист.

Оркестр Гевандхауза - один из самых старейших в мире, насчитывает 250-летнюю историю. Я считаю, что красота звучания  оркестра в симфониях Малера состоит прежде всего в том, что  артисты  исповедуют позднеромантический стиль игры.  Матовые струнные, типичный мягкий протяжный звук духовых инструментов - тембровая палитра достигает невероятной прозрачности.  Особенно эти элементы звучания оркестра  характерны  для малеровских партитур».

Музыканты Лейпцигского Гавендхауз оркестра  / http://www.gewandhaus.de /

На открытие фестиваля симфоний Густава Малера съехалось множество людей из разных уголков мира. В Концертном зале Гевандхауза  не было свободных мест. Люди, которым не безразлична музыка Густава Малера, воспользовались уникальной возможностью услышать Вторую симфонию «Воскресение». В масштабном симфоническом действе приняли участие  Лейпцигский Гевандхауз оркестр, сводный хор Лейпцигского и Берлинского радио, хор Гевандхауза и солисты Кристина Ольце (сопрано) и Сара Конолли (меццо-сопрано). За дирижерским пультом Риккардо Шайи. Фатальное, неумолимое звучание оркестра Гевандхауза, ведомого своим импульсивным лидером, подчёркивало трагический подтекст сочинения.

Фестиваль симфоний Густава Малера в Лейпциге продолжат  оркестр и хор Дрезденской Штаатс капеллы под руководством Эса Пека Салонена. А сегодня 18 мая в день памяти композитора в Берлине выдающийся дирижер современности Клаудио Аббадо проведет  с оркестром филармонии мемориальный концерт из поздних сочинений Густава Малера.

Следите за нашими репортажами...

Виктор Александров с открытия фестиваля музыки Густава Малера, Лейпциг (Германия)

 

Вернуться к списку новостей