В эти дни – эти чудесные майские дни, пожалуй, самое прекрасное время в Москве, когда тепло, но не уморительно жарко, когда все цветет, и это нам как будто бы вновь, в московском театре «Школа современной пьесы» проходит ежегодный фестиваль имени и памяти Булата Шалвовича Окуджавы «И друзей созову…». За 14 лет существования фестиваль стал доброй традицией, неотъемлемой вехой в истории тетра, без которой его и представить уже невозможно, как невозможно его представить без самого Булата Окуджавы, много раз выходившего на эту сцену.

Фестиваль по обычаю открывается в день рождения любимого российского барда, как известно совпавшего с Днем Великой Победы – 9 мая, и продолжается серией концертов и творческих вечеров на протяжении всего месяца. На сцену театра «Школа современной пьесы» выходят артисты и музыканты, барды и вокальные ансамбли, актеры театра и кино, поэты и философы, классики наших дней и эксцентрики передовой сцены…

Этот фестиваль не похож на другие: он камерный, но чрезвычайно многогранный, потому что и музыкальный, и авторский, и театральный, и поэтический, и абсолютно «окуджавский»…  Сюда возвращаются снова и снова, но год от года фестивальная программа пополняется новыми именами, а зрительный зал новыми лицами… Наконец, здесь не каждый вечер звучит Булат Окуджава, но зато каждый вечер он здесь присутствует…

В этом году мы встретились с художественным руководителем театра «Школа современной пьесы», известным театральным режиссером Иосифом Райхельгаузом – большим другом Булата Окуджавы, вдохновителем и инициатором проведения фестиваля его имени. В интервью muzcentrum.ru Иосиф Леонидович рассказал, почему считает фестиваль Окуджавы важным элементом нашей культурной действительности, а также поделился, над какими спектаклями работает его театральная труппа сегодня, чем он с упоением занимается помимо театра и как успевает реализовывать все задуманное…

 

- Иосиф Леонидович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания музыкального фестиваля имени и памяти Булата Шалвовича Окуджавы?

Иосиф Райхельгауз: Так случилось, что Булат Шалвович Окуджава тесно связан с этим театром. Я когда-то много лет тому назад (сейчас театру 22 года, а тогда он только начинался) пригласил его выйти на нашу сцену и провести свой творческий вечер. Он вышел, ему понравились и сцена, и люди, и зал; с тех пор он стал регулярно здесь петь, читать свои стихи, общаться со зрителями. А потом все больше и больше, а затем наступило его 70-летие, и мы предложили отпраздновать ему юбилей именно здесь. Он не хотел, стеснялся, тогда я ему сказал: «Булат Шалвович, давайте вы на сцену выходить не будете, вы будете сидеть в зале, а на сцену будут выходить друзья и почитатели». А друзей и почитателей, а главное зрителей оказалось такое количество, что вся Трубная площадь была переполнена людьми.

Но однажды, к сожалению, он вышел на эту сцену в последний раз, уехал в Париж, но уже оттуда не вернулся. Мы приняли решение, что, раз последние годы жизни Булата Шалвовича связаны с нашим театром, будем проводить День Булата Окуджавы на Трубной площади. Тем более, что день его рождения совпадает с Днем Победы – 9 мая. Изначально задумка была в том, чтобы сделать вечер памяти Булата Окуджавы. Мы стали ко всем обращаться: к Юрию Шевчуку, Иосифу Давыдовичу Кобзону, Лене Камбуровой, ко многим и многим артистам. Но людей оказалось так много, что концерт мог бы продолжаться 7, 8, 9 часов. Тогда мы решили, что днем можно петь прямо на улице на бульваре. Мы поставили сцену, и таким образом вечер памяти Булата Окуджавы, который мы сначала хотели провести, превратился в целый день. С тех самых пор мы проводим этот фестиваль вот уже 14 лет. Булата Окуджаву помнят, знают, он действительно великий поэт, великий бард, великий композитор, я думаю, и очень большой писатель. Вообще, он человек для истории русской культуры знаковый. Поэтому мы и делаем этот фестиваль, и, я надеюсь, будем продолжать делать дальше.

Иосиф Райхельгауз и Булат Окуджава

- А каким Вам запомнился Булат Шалвович в жизни?

Знаете, я мог бы очень долго о нем рассказывать. У меня есть книга «Не верю!», и там есть глава, которая называется «День Булата Окуджавы», где я подробно описываю, как я с ним познакомился, как я первый раз в жизни  встретился с ним случайно на вокзале в Варшаве; я сильно волновался, но все равно подошел к нему, а он стал разговаривать очень просто, как и надлежит большим и талантливым людям, которым нет необходимости доказывать свой талант, они есть и все. Я присутствовал при огромном количестве встреч Булата Шалвовича с самыми разными людьми от детей и школьников до вице-премьеров и президентов, и он всегда оставался реальным человеком и самим собой – Булатом Окуджавой.

- Иосиф Леонидович, мой ключевой вопрос касается концепции фестиваля. Как удалось создать эту уникальную атмосферу, что неизменно есть дух присутствия и дух памяти Булата Шалвовича Окуджавы – что этот фестиваль ему, для него, о нем – но в то же самое время далеко не каждый фестивальный концерт или авторский вечер связан непосредственно с его творчеством?

Эта концепция возникла изначально. Потому что есть такой день – день рождения Булата Окуджавы и День Победы, когда все поют и читают Окуджаву утром, днем и вечером. Так уж сложилось, что фестиваль длится довольно долго (приблизительно две недели), и дальше в его программе идут сольные концерты различных исполнителей. Другое дело, что авторы, которые выходят на сцену – и композиторы, и артисты, и барды – они настолько выросли из Окуджавы и настолько им одухотворены, что это попадает в концепцию фестиваля. Концепция в том, что это все имеет отношение к великому Булату Шалвовичу. Как есть такое замечательное выражение, что все мы вышли из гоголевской «Шинели», так все поколение людей, вошедших  в перестройку, во многом сформировано Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким, Александром Галичем, а потом уже Шевчуком, Гребенщиковым и многими другими. И Булат Шалвович в этом смысле занимает особое место, как я уже сказал, это очень знаковая фигура. И правильно, что есть фестиваль его имени, его памяти, его духа, его поэзии и просто Его.

- Но с годами формат фестиваля не сильно меняется?

Да, пока он действительно не меняется, хотя мне не раз приходила мысль о том, что можно было бы что-то изменить. Собственно, уже сегодня в рамках фестиваля идут спектакли по прозе Окуджавы, то есть какие-то подвижки в этом направлении есть. Главное, чтобы появлялось что-то новое и талантливое – что было бы достойно его дарования и его имени.

Иосиф Райхельгауз и Булат Окуджава

- Иосиф Леонидович, не могу Вас не спросить о нынешнем сезоне театра – каких премьер и новых спектаклей нам ждать?

Наш театр уже в своем названии содержит программу – «Школа современной пьесы» – мы ставим только современных авторов. Если мы делаем новые спектакли, то по пьесе, которая нигде и никогда еще не шла. У нас даже выходит ежегодная книжная серия под названием «Лучшие пьесы». Свои новые произведения нам приносят Евгений Гришковец, Людмила Улицкая, Борис Акунин, Семен Злотников... В этом сезоне свою первую крупную пьесу принес  Дмитрий Быков – наш выдающийся прозаик. Так что сейчас мы работаем над очень сложной и очень интересной пьесой Быкова «Медведь» – это такая политическая сатира, очень сильная и очень сложная для постановки; огромная работа, в которой занят весь театр. В этом сезоне мы ее репетируем, а в начале следующего выпустим.

Кроме того, в театре ставят молодые режиссеры – мои ученики, дипломники и выпускники ГИТИСа (нынешний РАТИ, прим. ред.). В этом сезоне моя студентка Ольга Смирнова выпустила спектакль «Геймеры», сейчас он идет в репертуаре театра.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашей заочной режиссерской и актерской мастерской в ГИТИСе…

Сейчас я преподаю только в ГИТИСе, причем сознательно не набираю студентов-очников, так называемый стационар. В последние годы я стал набирать людей, которые уже работают по какой-либо специальности, причем не обязательно актеров и режиссеров. Мне кажется, главное, чтобы в человеке было содержание, а уж играть на сцене я его научу.

- Иосиф, Леонидович я знаю о Вашей страсти к путешествиям. Скажите напоследок, как Вы находите время и на театр, и на преподавание, и на поездки по миру? Где черпаете вдохновение?

Я еще и книжки пишу, и открываю фотовыставки, и фильмы снимаю… Я действительно время не нахожу, но все успеваю. Я вообще считаю, что все всё успевают; мы обладаем очень серьезным ресурсом, и человек может очень многое, все зависит от самого человека. Я думаю, что тот, кто хочет, он абсолютно успевает. Может чуть меньше спать, может чуть больше думать?.. Сейчас я одновременно выпускаю в ГИТИСе две мастерских, набираю две новых, вот у меня лежит рукопись очередной книги, параллельно я пишу еще три книги, выпускаю большой спектакль, руковожу театром, снимаю документальные фильмы. Возможно, это звучит нескромно, но на самом деле это нормальный рабочий режим, который, уверен, любому человеку под силу.

 

От всей души благодарим Иосифа Леонидовича за увлекательную и вдохновляющую беседу, желаем ему и его театру больших успехов и новых творческих свершений!

Беседовала Мария Юрченко

 

Благодарим пресс-службу  театра «Школа современной пьесы» за предоставленные фотографии

Вернуться к списку новостей