С 10 по 17 февраля в Большом театре пройдут гастроли балета Парижской национальной оперы. Три одноактных балета, которые будут показаны в один вечер, созданы хореографами, известными как во Франции, так и в России. Это Серж Лифарь (1904-1986), Морис Бежар (1927-2007) и Ролан Пети (р. в 1924).

Лифарь представлен «Сюитой в белом» на музыку Э. Лало (1943 г.). Бежар - балетом «Болеро» М. Равеля (1960 г.), Ролан Пети - балетом «Арлезианка» на музыку Ж. Бизе (1974 г.). В программе гастролей – так же балет «Парк» на музыку В.А. Моцарта (хореография Анжелена Прельжокажа).

Большой театр четырежды принимал у себя балет Парижской оперы: в 1958, 1970, 1977 и 1991 гг. Двадцать лет прошло с тех пор, как балет Парижской оперы  выступал здесь в последний раз, хотя театр приглашает отдельных гастролеров.

Премьера «Сюиты в белом» состоялась в Парижской опере. Она привозила балет в Москву уже дважды - в 1958-ом и 1970 г.. Родоначальник неоклассического стиля, Лифарь предложил такое испытание на прочность техникой, что выдержать его способны только самые виртуозные труппы.

"Болеро"«Болеро» Бежара - случай, когда балет, имеющий свою мифологию (пьеса Равеля была адресована Иде Рубинштейн), обрел вторую жизнь. М. Бежар рассказывал об исполнении главной партии Плисецкой: «Я был в Советском Союзе персоной нон грата. Мне однажды рассказали, что у кого-то из власть имущих спросили, почему они не хотят пригласить Бежара, и тот чиновник ответил: потому что Бежар - это либо секс, либо религия. «Болеро» - это не то и не другое. Но в исполнении Майи я обнаружил и некую духовность, которая возвысила этот балет до божественных вершин, и страстность, которая придала ему эротизм».

У «Болеро» есть дополнительная интрига: партию Мелодии, которая исполняется на большом круглом столе (такой стол был и в балете, созданном Брониславой Нижинской для Иды Рубинштейн) под «аккомпанемент» окружающего кордебалета, Бежар предназначил как женщине, так и мужчине. Балет Бежара имеет и мужскую, и женскую версии. Поставленное им для собственной труппы, в репертуар Парижской оперы «Болеро» Бежара вошло в 1970 г. Среди исполнителей главной партии были Мари-Клод Пьетрагала, Сильви Гиллем, Патрик Дюпон, Эрик Вю-Ан, Шарль Жюд, Николя Ле Риш...

"Арлезианка"«Арлезианка» призвана напомнить о временах, когда Ролан Пети руководил Национальным балетом Марселя (1972-98 гг.). Балет во славу Прованса, столицей которого является Марсель, принявший Ролана Пети, оставившего Париж, хореограф создал на заре своей деятельности в этом крае. Литературный первоисточник - драма Доде «Арлезианка» (Арль - тоже провансальский город). Музыка написана Бизе специально к этой драме. Декорация воспроизводит арльские пейзажи Ван Гога. Хореография проникнута духом народного танца. Но мужской монолог производит не меньшее впечатление, чем массовые сцены. В прошлом году ряды исполнителей партии Фредери пополнил премьер Большого балета Иван Васильев, выступивший в этом балете в спектакле Римской оперы. А в репертуаре Парижской оперы «Арлезианка» появилась в 1997 г.

"Парк"Полнометражный балет, вошедший в гастрольную программу, принадлежит уже новейшим временам. Это «Парк» на музыку В.А. Моцарта, поставленный Анжеленом Прельжокажем по заказу Парижской оперы (1994 г.). В «Парке» как бы сошлись век нынешний и век минувший. Это Версаль, где царит куртуазный дух. Танцуют кринолины и камзолы, но садовники-купидоны появляются под звуки электронной музыки из другого времени.

Программа одноактных балетов будет показана 10 и 11 февраля и 12 февраля. Балет «Парк» пройдет 15, 16 и 17 февраля.

Вернуться к списку новостей