XVIII Международный музыкальный фестиваль искусств «Звезды белых ночей» постепенно близится к своему завершению. Заметной яркой оперной премьерой форума стала  одна из ранних исторических драм Джузеппе Верди «Аттила».

Действие оперы происходит в 453 году, на сцене мы видим варварские племена гуннов и остготов, беспощадно нападающих на Римскую империю. Варварские полчища возглавляет предводитель гуннов Аттила. В центре сюжета его столкновение с бесстрашной римлянкой Одабеллой.

 

"Аттила" - историческая драма Джузеппе Верди / фото с сайта www.mariinsky.ru /

 

«Аттила» - историческая трагедия Джузеппе Верди наряду с «Набукко», «Эрнани» и «Ломбардцами». В репертуаре Мариинского театра сравнительно редко исполняемая «Аттила» - это уже десятая опера Джузеппе Верди. Постановщиком стал немецкий режиссер мексиканского происхождения Артуро Гама. Не осовременивая постановку, он в то же время не придерживался слишком подробной исторической достоверности.

Артуро Гама: «Мне не хотелось переводить в современность этот известный исторический сюжет – противостояние Древнего Рима и варварских племен. Зачем превращать Аттилу в Гитлера? У зрителя должна быть возможность самостоятельно примерить историю  на себя и на свое время. В каждой стране были свои тираны, свои диктаторы, так что каждый сможет увидеть в этой постановке нечто свое. Эта опера о мире, о войне, о самых естественных вещах жизни. Я не могу это выразить словами, все сказано в музыке Верди. Эта история, она и есть концепция и не более того…»

Немецкий художник-постановщик Франк Филипп Шлоссманн избрал нарочито условную декорацию с использованием видеоряда, создав на сцене атмосферу беспросветного мрака, что соответствует внутреннему смыслу исторического сюжета и музыки Верди.

Рим под угрозой нашествия варварских полчищ. Драматический конфликт спектакля воплощается в отношениях жестокого гунна Аттилы и беззаветно преданной отчизне римлянки Одабеллы. В главных партиях успешно выступили Ильдар Абдразаков и Мария Гулегина.

Ильдар Абдразаков о своем герое – хладнокровном вожде гуннов Аттиле: «Ну, все мы прекрасно знаем кто такой Аттила. Я для себя просто нарисовал картину, нарисовал именно персонажа. Эта опера – не «Дон Жуан» Моцарта, не «Свадьба Фигаро», где нужно очень много двигаться по сцене. Здесь нужно показать именно красоту голоса, потому что здесь очень много кантиленной музыки. Я тоже очень заинтересовался, очень влюбился в эту партию. Тем более, тогда это была запись из Ла Скала, потом это было мечтой для меня; через десять лет моя мечта сбылась».

«…Мне жалко, что Аттила так умирает. Конечно, было бы здорово, если бы он умер в какой-нибудь баталии, а здесь вдруг – раз, без кинжала – то есть его здесь убивают как-то неправильно. Поэтому, конечно же, жаль Аттиле умереть от руки женщины – не очень приятно…»

Мария Гулегина – одна из опытных исполнительниц вердиевских героинь. Особенно ей удаются роли сильных, порой коварных женщин, среди которых и партия Одабеллы, которую артистка неоднократно пела на разных оперных сценах мира.

Мария Гулегина: «Я пела хорошие постановки, я пела это в Ковент-Гардене, прекрасную постановку пела в Хьюстоне, пела в Чикаго. В этом образе меня все притягивает – просто какие-то ее обстоятельства, то, что она еще не знает сама, что влюбилась в Аттилу, но для нее родина дороже. Это и есть человеческая цельность, в ней нет ничего бабского, в ней какая-то великая сила воина. Родина, мать – это то, чему нельзя изменить, то, чего нельзя никогда предать.

Прекрасная постановка! Я должна сказать, что я счастлива. <..> У Артуро замечательная сценография. Конечно, можно делать «Аттилу» более цветную (как я пела в Париже – там и оранжевый, и синий, и зеленый, и разные цвета), но зато нет боли, нет такой, знаете ли, суровости…»

В остальных ролях были заняты известные солисты Мариинского театра: Владимир Ванеев (Эцио) и Евгений Акимов (Форесто). Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев считает обращение к этой патриотической опере Верди вполне своевременным.

Валерий Гергиев: «Я очень доволен результатом. Мне кажется, что великолепный состав исполнителей, не говоря уж о таких как Ильдар Абдразаков, который в этой партии сегодня, наверное, уже стал лучшим исполнителем в мире. Есть такие авторитетные мнения, и я к этим мнениям, пожалуй, охотно присоединяюсь. Опера «Аттила» - это произведение скорее раннего периода, нежели среднего. Верди писал оперу, будучи очень увлеченным этим сюжетом. Аттила – предводитель гуннов, который был близок к тому, чтобы разорить едва ли не всю Римскую империю. Можно себе представить мощь и дикость этих образов. Мы обязательно будем предлагать этот спектакль всем любителям оперы. Мне почему-то кажется, что он будет очень хорошо принят. Огромный эмоциональный заряд в опере, безусловно, заложен. И я думаю, это сегодня выплеснулось на публику. Можно абсолютно уверенно говорить о том, что и второй состав, и даже третий состав у нас тоже готовятся выйти на сцену, и тоже блеснуть, и показать хорошее качество. Наши гости постановщики тоже решили не мудрить и не делать далеких сценических решений, которые войдут в конфликт с этим упрямым и почти неумолимым характером звучания каждого эпизода. Очень трудно входить в соперничество с Верди какому-либо художнику или режиссеру. К счастью, эти мастера пошли за композитором».

Хор и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева звучали стихийно и захватывающе, особенно это было ощутимо в волнующей финальной сцене, где Одабелла безжалостно закалывает вождя гуннов, явившегося, чтобы захватить ее родную страну.

В последующих спектаклях в «Аттиле» выступит уже другой состав солистов, в числе которых Вадим Кравец и Млада Худолей; за дирижерским пультом снова маэстро Валерий Гергиев. Популярность музыки Верди позволяет надеяться на то, что спектакль удержится в репертуаре театра…

Вернуться к списку новостей