Возобновление лучших спектаклей конца 90-х годов —- одна из приоритетных задач Мариинского театра. В рамках 18-го международного фестиваля «Звезды белых ночей» петербуржцы и гости города смогли познакомиться с нашумевшей некогда совместной постановкой Мариинского театра с лондонским Ковент-Гарден мрачной мистической оперы Прокофьева «Огненный ангел». Этот спектакль смело может соперничать с нынешними постмодернистскими оперными премьерами. Британский режиссер Дэвид Фриман и художник Дэвид Роджер предложили собственную условную постановку спектакля. Сюжет, основанный Прокофьевым на одноименном романе Валерия Брюсова, решен композитором в конструктивистски жесткой, экспрессивной манере. Действие разворачивается в Германии XVI века. Главную героиню оперы Ренату с раннего детства посещают светлые видения ангела Мадиэля, но после 16 лет, когда Мадиэль покинул ее, превратившись в Огненного ангела, Рената стала испытывать к нему неудержимое сексуальное влечение. Свои чувства к Мадиэлю она обращает к графу Генриху, который отвергает ее. Рената пытается замолить грехи в монастыре, но и там ее не оставляют ее в покое демоны.

Дэвид Фриман воплотил на сцене состояния мистического транса героини, сцены любви, ужасы инквизиции, магию чернокнижников и выходки демонов (блестящая работа артистов миманса и акробатической труппы под руководством Махамадали Таджиева) Английскому режиссеру удалось самое сложное — вписать зрелищные красоты в строгую режиссерскую концепцию. Однако самым эпатажным моментом его постановки стало то, что в финале оперы одержимые демонами монахини превратились в обнаженных фурий.

Среди заметных актерских удач в спектакле следует назвать Николая Путилина (в партии рыцаря Рупрехта), Леонида Захожаева (блестяще спевшего магистра Агриппу Неттесгеймского), Ирину Богачеву в роли мистической гадалки, Мефистофеля и Фауста (яркие актерские работы Евгения Акимова и Геннадия Беззубенкова). Безусловно, главным стержнем прокофьевской драмы стал мятущийся образ Ренаты, искушаемой демонами. Эта роль была доверена Ларисе Гоголевской: «Она на самом деле мечется. Мне кажется она сама не знает, где ей будет хорошо: на земле или на небе. Поэтому такое противоречие, двойственность в ней всё время присутствует. Резкая смена характеров и настроений — в этом сложность».

С особенной будоражащей и стихийной силой звучал оркестр, ведомый импульсивным маэстро Валерием Гергиевым. Знаменитый дирижер неоднократно представлял этот спектакль по всему миру.

В. Александров: «Для Вас это спектакль занимает особую позицию в истории Мариинского театра?»

В. Гергиев: «Да. Прежде всего фигура Прокофьева в данном случае важнее имени Фримана или, тем более, моего или ведущих певцов. Мы все уже часть истории этой постановки. Огромная моя была мечта сделать фестиваль Прокофьева. Я точно знал, что я хочу и «Огненного ангела», и «Игрок», и «Любовь к трем апельсинам», и «Войну и мир», и «Повесть о настоящем человеке» увидеть на сцене Мариинского театра, в любой форме, даже в концертном исполнении. Но над всем, наверное, возвышалась тогда сенсационная новость о том, что «Огненный ангел» будет поставлен впервые в России по-прокофьевски, без купюр, без сокращений. Спектакль был поставлен очень успешно. Он немедленно обошел все сцены мира, это Лондон, Нью-Йорк, Токио, Франция, Германия... Но самое главное — постановка живет. И сегодняшнее участие в этом спектакле уже совершенно другого поколения певцов, даже не так важно, кто сегодня поет или кто завтра будет петь. Я повторяю: опера, написанная Сергеем Прокофьевым должна исполняться в России, в стране, которая дала этого замечательного композитора миру. И если говорить о сценической стороне, и сегодняшний спектакль, мне кажется, это подтвердил, - идеи Фримана не перестают быть актуальными. Это своего рода визуальный шок, особенно последняя сцена. При этом максимум простоты в остальных сценах, и минимализм, лаконичный очень режиссерский язык — тоже работает на успех этого спектакля до сих пор».

Уже сегодня в Мариинском театре покажут «Игрока» Прокофьева. В партии Алексея Ивановича — Владимир Галузин. Эту постановку Тимура Чхеидзе в настоящее время записывают на DVD. Гергиев давно уже мечтал о подобном проекте.

В. Гергиев: «Спектакль будет во многих отношениях историческим, потому что исполнение Владимиром Галузиным, Сергеем Алексашкиным партии Алексея, Генерала в этой опере — это уже классика почти два десятка лет. Эти артисты сверкают и ничуть не поблекла ни вокальная, ни сценическая сторона, как мне хочется верить. Мы готовы создать фильм-спектакль, который должен пережить нас всех. Я не думаю, чтобы было абсолютно реальным появления исполнителя партии Алексея такого калибра, как Владимир Галузин, в следующие 10-20 лет. Это навряд ли произойдет вот так вот запросто. Грех не воспользоваться такой возможностью, чтобы не зафиксировать, не задокументировать этот выдающийся образ, который создан Владимиром Галузиным. Да и опера того заслуживает».

Мариинский театр по праву называют театром Прокофьева. Ведь в афише представлено практически все оперное творчество композитора, к которому так неравнодушны ценители российского оперного искусства.


Виктор Александров из Мариинского театра, СПб, специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей