«Как много шуму может сделать маленький ишак,
если к нему привязать барабан.»

(В.Соловьев. «Похождения Ходжи Насреддина»)

 

Казалось бы, истории о коварстве провинциальных оперных прим и покровительствующих им дирижеров давно стали достоянием поросших мохом водевилей. Ан нет – матушка Одесса вновь дает повод «прокомментировать всего лишь» подобный сюжет. Не по воле автора – противная эта история режет Вашему покорному слуге слух и оскорбляет эстетическое начало, но потому, что сей инцидент оказывает серьезнейшее влияние на будущее Одесской оперы, а, пожалуй, что и в целом жанра во всеукраинском масштабе. Для культурного и поющего украинского народа такая подстава будет крайне неприятной; особенно обидно принимать ее со стороны Одессы – «поющей из поющих», если можно так выразиться.
 

Но перейдем, собственно, к фабуле нашего повествования. Премьера оперы «Турандот», постановку которой осуществлял известный немецкий режиссер Кристиан фон Гетц, чуть было не сорвалась. Единственное, что утешает в этой фразе – словосочетание «чуть было», то есть она все-таки состоялась. Все остальное порадовать не может.
 

Во-первых, режиссером на постановку специально приехал из Германии знаменитый Кристиан фон Гетц, который, как это принято в Германии, был уверен, что уже чего-чего, а актеров он наберет таких, каких сочтет нужным. Во-вторых, на месте в качестве его партнера выступил Алексей Ботвинов, который хоть и одессит, но фигура тоже заметная далеко за пределами Дерибасовской, и даже Крещатика вместе с Тверской. И тоже, как фигура международно известная, полагавший, что определение, кто должен исполнять какую партию, должно определять творческими способностями претендента. Кстати, директор Одесской оперы А.И.Дуда тоже придерживался такой точки зрения. Но не все оказалось так просто.
 

Когда репетиционный цикл практически подходил к концу, были выпущены буклеты, меломаны Одессы – и не только этого города - уже ждали дня премьеры, оказалось, что кое-кого в опере не устраивает исполнительница главной партии – восходящая звезда международных подмостков Ольга Сподарева-Перье, специально прилетевшая из Парижа. Главный дирижер Одесской оперы Александр Самуилэ при поддержке заместителя директора театра Светланой Холденко заявили, что главную партию либо будет петь Татьяна Анисимова, либо никто (за 2 дня до премьеры!). Вообще-то, в приличном обществе люди с такой позицией эту позицию высказывают (это называется «гласность») и направляются на выход (это называется «совесть»), но упомянутые господа и дамы вспомнили, что на двери театра есть замок, а у них есть ключ. И понеслось!
 

Вопрос не в личных симпатиях или антипатиях к примам – все мы люди, и давайте без намеков. Но Одесса - мирный и гостеприимный город. И не пускать в театр приглашенного режиссера, поставившего, между прочим, около 60 спектаклей по всей Европе – это не по-одесски, хоть он даже и немец, а День Победы – на носу. Хотя бы потому, что мнение г-на фон Гетца во многом определит позицию других звезд мировой величины в части того, приехать работать на Украину, или лучше пока не надо. Не пустить на премьеру исполнявшего обязанности худрука театра Алексей Ботвинова – тоже, мягко говоря, как-то неприлично. За два дня до премьеры послать куда подальше (в данном случае, слава Богу, в Париж) исполнительницу главной роли – за такое стукают канделябром и в художественной самодеятельности.
 

О многом говорит отношение и самой Татьяны Анисимовой (цитирую по atv.od.ua): «Партия петая у меня, и когда я посмотрела репетиции, я увидела, что, в общем-то, ничего такого нет». Судя по этим словам, для народной артистки Украины премьера в какой-то там Одесской опере, похоже отдавала летним чесом пополам с новогодними елками.
 

Подведем итоги. Кристиан фон Гетц отозвал с премьеры международную прессу (это не значит, что он будет молчать, вернувшись в Европу). По мнению Алексея Ботвинова, много времени отдавшего постановке, в результате действий «улучшателей» было потеряно 50 процентов замысла. Сами же «улучшатели» в ходе скандала пролили ведра грязи на режиссера, чем сильно «украсили» премьеру. Про гипертонический криз директора театра Анатолия Дуды упомяну лишь на полях.
 

Но дадим слово участникам событий. Вот что пишут в открытом письме сами Ботвинов и Дуда: «Общество должно знать. кто особенно усердствовал в обливании грязью художественного видения "Турандот" (по мнению ведущего критика Европы Рольфа Тидемана, бывшего на спектакле - эта постановка бесспорно выдающеяся, высоко профессиональная, за исключением того, что исполнительница главной роли- увы - не имея возможности порепетировать достаточно времени, полностью выпала из рисунка спектакля). Особенно усердствовали Людмила Ширина (зав.оперной труппой), дирижер Оксана Лынив и представители оркестра Анатолий Пастухов и Григорий Буйницкий (кстати - о чем они могли до конца судить, сидя во время репетиций в оркестровой яме?). И впредь не надо нам никакого модерна.
 

Меня обвиняют в том, что я выношу сор из избы. А я уверен, что общество должно "знать своих героев". Одесса увидела современную оперу высокого уровня. Я положил 9 месяцев своей жизни для этого. А.И.Дуда положил для этого огромный кусок своего здоровья, и я молюсь, чтобы он смог оправиться от этого предательства, которое он столь тяжело сейчас переживает. А Одесса должна знать,  какие  именно люди - под руководством С.И.Холденко - лишили театр шанса развиваться в нормальном европейском русле. И - кстати, разбили имеющуюся у театра возможность получить сразу две "Золотые маски" - высшая театральная премия России. То, над чем я так страстно работал, оказалось совсем не нужно».
 

Добавить практически нечего. Остается только поправить самого себя: пострадавшая сторона – не только Ботвинов, Дуда, Гетц, Сподарева-Перье. Не меньше пострадал украинский зритель, украинская культура в целом. Что ждет украинскую оперу – прозябание на задворках в ожидании забредшего антрепризного спектакля или полноценные собственные премьеры? Вопрос остается открытым.
 

По реноме же Одессы как театрального города, международного центра культуры, остается только скорбеть.

 

Вернуться к списку новостей