В Санкт-Петербурге в рамках абонемента «Знаменитые исполнители» на сцене Концертного зала Мариинского театра на днях выступил один из известных  американских молодых пианистов современности Джонатан Бисс. Это первое сольное выступление музыканта в России. Между тем на Западе имя Джонатана Бисса можно часто встретить на концертных афишах престижных музыкальных фестивалей, как в Европе, так и в Америке.

Джонатан Бисс – коренной американец, и представляет уже третье поколение музыкантов. Артист неоднократно выступал вместе со своим матерью Мириам Фрид и бабушкой Раей Гарбусовой, для которой Сэмюэль Барбер сочинил Концерт для виолончели. Джонатан Бисс – лауреат многочисленных наград и премий, среди которых премия Леонарда Бернстайна, врученная артисту в 2005 году на Шлезвиг-Гольштейнском фестивале в Германии. Бисс был первым американцем, принявшем участие в программе BBC «Артисты нового поколения».

 

 

Джонатан Бисс о Санкт-Петербурге: «Это уже мой второй приезд в Россию. Около двадцати лет назад я был здесь, тогда еще Ленинграде, со своей матерью, которая давала свой сольный концерт. Тот приезд оставил в моей памяти яркие и неизгладимые впечатления. Мне радостно возвращаться в этот удивительный город, видеть благодарную публику. Отрадно, что здесь до сих пор сохранена уникальная культура. Несмотря на мою молодость, Ленинград еще тогда привлек меня своим величественным и неповторимым обликом. Я чувствовал особый позитивный настрой, как и сейчас, находясь в этом храме музыки. Уверен, что постройка нового Концертного зала Мариинского театра – бесценный подарок для петербургских любителей музыки».

Джонатан Бисс об исполнителях, повлиявших на его творчество: «В первую очередь я должен вспомнить моего учителя Леона Флейшера, который стал важной фигурой в моем творческом пути. Памятны и незабываемы летние годы на Мельбурнском фестивале, где я имел счастье заниматься с такими колоссами пианистического искусства как Ричард Гут, Мицуко Учида, Андраш Шифф. Все эти люди оказали на мой исполнительский стиль особое влияние. Не могу не упомянуть и об Артуре Рубинштейне, Артуре Шнабеле и Дину Липатти, без которых я не мыслю своего развития.

Джонатан Бисс о концертных программах: «Я играю те произведения, которые мне нравятся. Думаю, это существенная деталь, с которой согласится любой музыкант. Ведь у тебя есть шанс сыграть хорошо эти произведения. Однако, если у тебя нет непосредственного индивидуального контакта с произведением, публика непременно это замечает. Меня, прежде всего, интересуют пьесы, имеющие интересные черты сходства и различия друг с другом, как это было заметно в петербургской программе моего выступления».

Джонатана Бисса характеризует глубокая сосредоточенность исполнения, яркая эмоциональная игра, невероятна самоотдача во время каждого концерта. В программе нынешнего петербургского клавирабенда отражены практически все существенные музыкальные пристрастия пианиста. От солнечных оптимистичных клавирных сонат Йозефа Гайдна, умиротворенных матово-жемчужных Песен без слов Мендельсона до трагических опусов Леоша Яначека и одной из поздних программных сонат Бетховена.

Обширный по контрасту диапазон чувств музыканта выражается исключительно средствами невероятного пианистического мастерства: благородное туше, элегантная манера исполнения, насыщенная тембровая палитра. Все это можно было проследить в фантастической игре Джонатана Бисса.

Примечательна и своеобразна интерпретация Джонатаном Биссом малоизвестной фортепианной сонаты чешского композитора Леоша Яначека, имеющей подзаголовок «С улицы» («1 октября 1905 года»). В этом двухчастном опусе ярко отражена хроника реальных событий, произошедших в Брно осенью 1905 года. В этот день состоялась демонстрация чешского населения в поддержку открытия в городе национального университета. Демонстрация была разогнана немецким магистратом, при этом погиб 20-летний рабочий.

Леош Яначек незамедлительно откликнулся на это ужасающее событие своей музыкой. Джонатан Бисс неравнодушен к подобного рода музыкальным произведениям:  

«Я часто исполняю музыку Леоша Яначека. Это один из величайших музыкантов прошлого столетия. Ведь он имел свой собственный, неповторимый композиторский голос. Каждый фрагмент его пьес, будь то фортепианная, камерная или оперная музыка, сразу с первой же фразы ты узнаешь его самобытный стиль. Каждый момент в его сочинениях всегда непредсказуем. И это сильно отражается на эмоциях слушателя».

Свой петербургский визит в Концертном зале Мариинского театра артист завершил Двадцать шестой «Прощальной» сонатой Людвига ван Бетховена, фрагмент финала которой предлагается Вашему вниманию в прилагаемом аудифайле.

 

Вернуться к списку новостей